25 марта президент России Владимир Путин выступил с обращением к народу. Речь была с одной стороны, несколько неожиданной — ранее она не анонсировалась. С другой стороны, вполне логично было ожидать заявления главы государства по нынешней ситуации. В некоторых странах президенты уже чуть ли не каждый день выступают.
Правда, в нашей стране необходимости в столь частых обращениях главы государства нет. И Владимир Путин в обращении акцентировал внимание на конкретных мерах, призванных сгладить последствия распространения эпидемии. В первую очередь, речь об экономических последствиях.
Сразу надо заметить, что ни о какой чрезвычайщине, "итальянском сценарии" с полным карантином речи не идет. А о чем идет? Перечислим, о чем говорил президент.
"Хочу обратиться к врачам, медсестрам, к нашим ученым. Вы сейчас на переднем крае защиты страны. Сердечно благодарю вас за ваш самоотверженный труд".
И призвал россиян не полагаться на традиционный "авось": "Серьезно отнестись к рекомендациям — от этого сейчас очень многое зависит. Стоит задача максимально снизить риски".
Первоначально планировалось провести голосование 22 апреля. Но теперь оно отложено, без указания новой даты — она будет утверждена после того, как станет ясно, что эпидемия идет на спад.
В этой связи не совсем понятна ситуация для предприятий, которые уже перевели сотрудников на удаленную работу. Особенно малых и средних, про поддержку которых президент также много говорил. Ведь по сути эта нерабочая неделя лишает такие предприятия доходов.
Большая часть предложенных мер касалась социальной сферы и экономики:
Стоит обратить внимание на еще один блок мер, предложенных президентом. Он весьма любопытный.
Здесь, правда, есть нюанс — у России подписаны договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения. Соответственно, с ними нужно будет дополнительно договариваться. Но, судя по реплике президента, кто договариваться не захочет, с теми просто расторгнут соглашения.
Очевидно, что российские власти стараются избежать чрезвычайного положения и объявления чрезвычайной ситуации, как это уже было сделано в ряде европейских государств. То есть стараются обойтись без полного карантина. Получится ли? Хотелось бы на это надеяться.