Российский президент Владимир Путин первым не пойдет на переговоры с представителями Саудовской Аравии после распада ОПЕК+.
Саудиты, ступившие на тропу "нефтяной войны", своей резкой реакцией застали своих российских коллег врасплох. Несмотря на то, что нефть Urals с 50 долларов упала ниже 20, а рубль пережил рекордную с 2014 года девальвацию, и такими темпами население обнищает буквально в считанные месяцы, Кремль считает себя способным пережить кризис и "продержаться" дольше саудитов в войне на истощение.
По данным Bloomberg, Эр-Рияд объявил о планах:
Urals моментально перестала быть конкурентоспособной.
Таким образом, ситуация на сегодняшний день выглядит так: рынок заливается миллионами баррелей нефти Arab Light, которая в одной только Европе на 10,25 доллара дешевле Brent. И все это происходит в условиях падающего спроса, массовых ограничениях на авиаперелеты и остановке промышленности в США и Европе.
Как писала аналитик Energy Aspects Амрита Сен, подобного история еще не видела.
По оценке Goldman Sachs, избыток поставок достигает 6-8 млн баррелей в сутки. IHS Markit видит 10 млн "лишних" баррелей в день, Mizuho — в 14 млн. По сути, саудиты решили просто вытеснить Россию на ключевом для нее, европейском рынке, отмечает Сен.
Те же, кто торгует Urals, не могут найти на нее покупателя. Trafigura, Glencore, Shell и Total испытывают проблемы с нефтью, идущей по цене Brent минус 3,3-3,8 доллара. В западной Европе нефть Urals снизилась до 18-летнего минимума в 18,67 доллара за бочку.
На все это Кремль отвечает уверенностью продержаться дольше ближневосточных конкурентов. Российский президент не поддается на шантаж и готов терпеть большие финансовые потери. Хотя нужно понимать, что с нефтью по 20 экономика теряет по 6 млрд долларов ежемесячно относительно базовой цены бюджета (42,4 доллара), пояснил стратег ITI Capital Искандер Луцкой.
Прогнозируется, что по итогам 2020 года Минфин недополучит 3 триллиона рублей нефтегазовых доходов, то есть выпадающие доходы бюджета составят 3,4% ВВП в год. Проблемы придется решать за счет Фонда национального благосостояния размером 10,5% ВВП.
Москва же надеется, что бюджет Саудовской Аравии куда более зависим от цены на нефть. Расчетная стоимость балансировки составляет 75-83 доллара за баррель.
Но хуже всего то, что себестоимость саудовской нефти заметно ниже российской — это 17 долларов за баррель по новым проектам и 10 долларов для поддержки текущих. Россия же исходит из цены в 25 долларов для поддержки добычи и 42-44 доллара — чтобы запускать новые проекты.
В Кремле уже озвучили, что от такого расклада страдают и "сланцевые компании США". Запад считает разрыв соглашения ОПЕК+ попыткой обанкротить сланец, одновременно отомстив за санкции против Nord Stream 2.
Аналитики считают, что никаких откатов назад уже не выйдет и саудиты не пойдут на попятную.
Как отметил аналитик Fitch Дмитрий Маринченко, "для них это будет означать потерю лица". А отбиваться от последствий придется всем россиянам, предупреждает основатель Movchans Group Андрей Мовчан, так как обвал рубля транслируется в удорожание потребительских корзин из-за большого количества импорта.
Нужно понимать, что Россию ждет и дальнейшее ужесточение налоговой политики.
"Наполнение бюджета считается в Кремле главной и практически единственной задачей внутренней экономической политики", — напоминает Мовчан.
Прогнозы пока не утешают: если рынок цены на нефть останутся около 20-25 долларов за баррель в течение года, курс доллара улетит в диапазон 90-115 рублей, считают специалисты Райффайзенбанк.
При этом россияне и бизнес окажутся отрезаны от возможности закупать зарубежные товары. В России объем импорта упадет на 28%, что будет являться минимумом 2006 года. А затягивать пояса придется уже сейчас.