Эксперты поставили диагноз российскому обществу

Директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский еще в марте этого года опубликовал доклад «Восприятие политического контента в условиях "новой политической реальности"», в котором завил, что эмоциональное состояние российского общества по симптоматике весьма схоже с клинической депрессией человека.

По словам Потуремского, выводы, сделанные в мартовском докладе, актуальны и в настоящее время, поскольку негативные тенденции в российском обществе не изменились. Социолог, впрочем, подчеркивает, что такая оценка не говорит о том, что российское общество поголовно больно. Скорее, речь идет о сходстве признаков.

И к ним относится негативизация будущего, которое "страшит", рост протестных настроений, отсутствие ощущения защищённости и уверенности в завтрашнем дне для себя и для своей семьи.

Связывает это состояние Потуремский с явлением "новой политической реальности", о котором социологи и политологи говорят уже несколько лет. Это реальность падения реальных доходов населения, роста налогов и сборов и пенсионной реформы.

В этой реальности спада экономики и непопулярных реформ общество старается найти другие условия для нового общественно-политического договора. Но не находит таких точек приложения, а потому все больше предпочитает протестное голосование. То есть переход в любую оппозицию, поскольку власть, по мнению общества, не выполняет свои функции по защите общества и обеспечению условий для роста качества жизни социума.

Самое, пожалуй, страшное — это самоощущение граждан в таком состоянии. В докладе социолога, в частности, упоминаются такие признаки, как "чувство бессильной зависти и враждебности" и "тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни".

То есть это общество, которое в принципе не имеет веры в "светлое завтра" и не живет для того, чтобы сделать даже свое собственное будущее лучше.

При таком эмоциональном настрое социума о каких-то "больших рывках", мобилизации и прочем говорить не приходится. Общество просто не понимает, на эмоциональном уровне "не видит" этих ценностей и направлений.

Чтобы вылечить эту "депрессию", Потуремский предлагает властям вплотную и на практике заняться, собственно, тем, что они декларируют как свои задачи в течение уже нескольких лет. Это повышение качества жизни, "доступное жилье, осмысленная работа, социальная защита, сильные местные сообщества для борьбы с одиночеством" — всё это самые эффективные методы "лечения" по мнению социолога.

От представителей власти в свою очередь требуется большая открытость, честность и вовлеченность в реальные проблемы граждан. Нужны "новые коммуникативные стратегии".

По мнению автора доклада, "учет и реализация этих принципов способны принципиально изменить стратегию коммуникации между политиками, властью и гражданами. И с очень высокой вероятностью улучшат качество такой коммуникации".

Вообще же Виктор Потуремский в своих оценках состояния российского общества не одинок. Например, ранее глава ВЦИОМ говорил о том, что российское общество в последние годы воспринимает реальность сквозь призму эффекта "черных очков". Это такое восприятие, когда у социума нет веры в позитивные изменения, более того, любые перемены в жизни страны и общества расцениваются в массовом сознании скорее как негативные.

В свою очередь глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин заявил, что о депрессии говорить, на его взгляд, всё же преждевременно. Но вот наличие "эффекта черных очков" он вполне признаёт: "Если мы попытаемся понять экспрессию и направление коллективной эмоции, она действительно больше склоняется к негативу, выжиданию и большей подозрительности. Но это все-таки не депрессия".

По словам Костина, это восприятие несёт в себе и политические последствия. Поскольку избиратели отдают свои голоса, мотивируясь в больше степени эмоциями, а не рациональными соображениями. А эмоции, как мы видим, в последние несколько лет все больше негативные.

И упирается этот негатив в сферы, на первый взгляд, совершенно не политические. В пресловутое качество жизни, в экономические реалии, в личное и семейное благосостояние и социальную защищённость. Но в итоге весь этот негатив и опасения могут вылиться в мощный эмоциональный политический протест. С протестным же голосованием, которое в последнем избирательном цикле происходило в регионах несколько раз.