Глава судов России - на посту пожизненно. Какой спрос с судов?

Во Французской академии насчитывается 40 членов, называемых "бессмертными" (les immortels), потому что они покидают свой пост только тогда, когда их бренные останки предают земле. Свои "бессмертные" появились в России семь лет назад, когда Госдума приняла в первом чтении пакет президентских законопроектов, отменяющих возрастной 70-летний ценз для главы Верховного суда.

Согласно ст. 11 федерального закона "О статусе судей в России", предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. В мае 2012 года — по удивительному совпадению за три месяца до 69-летия действующего председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева — возрастное ограничение было снято. Так, за исключением председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, на судейском Олимпе появился еще один "бессмертный".

В то время как "бессмертные" Академии Франции занимаются изучением французского языка, литературы, регулированием языковой и литературной нормы французского языка и ежегодно вручают литературные премии, наши держат в руках судьбу судебной реформы.

Подоплека судебной реформы — кадровые игры председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, который намерен закрепить свой статус-кво на фоне анонсированных кадровых перестановок в высших эшелонах власти. Такой вывод делают журналисты The New Times.

Претензий к Лебедеву в последнее время было высказано немало, основные из которых — превращение суда в конвейер обвинительных приговоров и сращивание с криминальными кругами. По сути, судебная реформа превращается в механизм повышения по службе судейских чиновников, входящих в ближний круг председателя ВС. Интересно, что первые места в "реформе" занимают конфиденты Лебедева, так или иначе сделавшие карьеру в Краснодарском крае — любимой "кузнице кадров" главы Верховного суда.

Так, Вторую кассацию (будет рассматривать дела из Москвы и ближайших регионов) возглавит Анатолий Бондар, начинавший свою карьеру в органах прокуратуры в печально известной станице Кущевская. В 2011 году Бондар стал председателем Нижегородского областного суда, ни дня не проработав в судебной системе. Согласно открытым данным, он вместе с женой и сыном держит на банковских счетах около 400 миллионов рублей — и это при годовом доходе в 7,5 миллиона. Но все это не помешало высшей квалификационной коллегии судей утвердить его председателем ключевой кассационной инстанции.

Другие претенденты на высокие посты в реформированных судах до последнего времени также работали на юге России. В тех краях у Вячеслава Лебедева давние и очень выгодные связи, с помощью которых, например, был смягчен приговор "крестному отцу" Анапы Сергею Зиринову. Большую помощь в этом деле оказал бывший сочинский судья, а ныне председатель Мособлсуда Василий Волошин. Это давний друг Лебедева, который вскоре станет главой третьей кассационной инстанции в другом важнейшем регионе — Санкт-Петербурге.

Разработанная председателем ВС схема должна не только обеспечить его друзьям и подельникам ключевые посты, но и поставить точку в его давней борьбе с председателем Мосгорсуда Ольгой Егоровой. Но, судя по появившемуся тренду, вряд ли он успеет осуществить задуманное: претензии к Лебедеву, обретающие характер снежного кома, консолидируют как либералов, так и силовиков на общей платформе требования его отставки.

Так что завершать абсолютно бессмысленную реформу, возможно, будет некому.

Читайте также: В возрасте надо работать, но только на четверть