Лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил за изменение партийной системы в России, подразумевая под этим создание нескольких — а то и всего двух — равновеликих партий. Следует ли полагать, что нас ожидает новая волна дискуссий относительно числа политических организаций в Российской Федерации?
К вопросу о партиях Владимир Вольфович обратился в лекции, которую он прочел студентам социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в понедельник. "Что у нас должно быть в основе? Надо, видимо, перейти к трехпартийной системе или к четырех, чтобы было четко понятно. А, может быть, даже к двух, но отойти от полуторной, как сегодня, чтобы были равновеликие две-три партии, которые в 2021 году неизвестно, кто победит, кто получит большинство", — сказал Жириновский.
По его мнению, подобные изменения позволят изменить и ход президентских выборов — но не ранее 2024 года. По мнению лидера ЛДПР, на них "возможно, будет уже два равноценных кандидата". "Мы будем не знать, как в Америке, до утра или позднего вечера, кто стал президентом. Мы придем к этому, просто с опозданием", — пояснил он.
Пример Соединенных Штатов был одним из аргументов сторонников "упорядочивания" российской партийной системы — есть две равные политические силы, которые и ведут в основном борьбу между собой. То есть имеются и другие партии, но их роль крайне незначительна. А вообще говоря, в США действует более пяти десятков партий.
Но внимание, конечно, в основном сосредоточено только на республиканцах и демократах.
И почему нельзя подобный опыт перенять и в России — с условными правоцентристской и левоцентристской партиями? В первую случае подобная роль отводилась "Единой России", во втором — объединенной "Справедливой России" и КПРФ.
Лидер "справедливороссов" Сергей Мирнов в 2010 году выражал убежденность в неизбежном объединении с КПРФ. "Я абсолютно убежден, что исторически это (объединение КПРФ и "Справедливой России") неизбежно, весь вопрос во времени", — заявлял он тогда. По его мнению, произойти это могло в "следующем избирательном цикле", который завершился выборами в Госдуму в 2016 году. Наверное, далее про так и несостоявшееся объединение рассказывать не стоит. Да и вообще эта тема уже длительное время неактуальна.
С правоцентризмом тоже все непросто. По той причине, что "Единая Россия" едва ли согласится на паритетное объединение с какими-либо партиями. Равенство в данном вопросе предполагает равенство по степени политического влияния — а какая партия сейчас может сравниться с "единороссами"? Так что здесь речь не об объединении, а о поглощении скорее.
Вообще говоря, отличный пример того, насколько малореализуема в современных реалиях идея о двух-трех-четырех равновеликих партиях, являют собой отечественные либералы. Вот здесь, казалось бы, вопрос более чем насущный, учитывая относительно небольшой уровень поддержки, который растаскивается несколькими партиями — от "Яблока" до "Парнаса". Но все попытки объединения неизменно оборачивались анекдотическими ситуациями.
Напомним, в настоящее время в России зарегистрировано около восьми десятков политических партий. Но по сути, только четыре — "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия" — охватывают 80-85 процентов избирателей. Остальные являются электоратом так называемых "малых" партий, что не позволяет им претендовать на места, скажем, в Госдуме — если говорить о выборах по партийным спискам (да и по одномандатным округам, по большому счету, тоже).
Если вернуться к идее создания нескольких партий, то возникает вопрос — как это будет выглядеть на практике? Например, глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин ранее предлагал подумать о вводе системы "мягкой квалификации" в отношении партий, "которые в течение, например, трех избирательных циклов не участвуют в выборах". "Закрывать партии не нужно — можно просто переводить их в разряд общественных объединений", — отмечал эксперт.
Очевидно, директивно перейти на двух-трехпартийную систему не получится. Ну а если говорить об эволюционном пути, то также очевидно, что к выборам-2024 ожидать радикальных перемен не стоит. Так что вопрос изменения партийной системы в России на данном этапе является лишь поводом для дискуссий — и скорее всего, без особых результатов.