За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США

Некоторая ясность появилась в вопросе, каким именно может быть ответ России на американские санкции. Речь, напомним, идет о законопроекте, работа над которым идет в Госдуме. До сегодня депутаты и чиновники называть конкретные меры отказывались, подчеркивая только, что они будут "болезненными" для Вашингтона. Судя по тому, что стало известно - действительно, сделать вид, что российские санкции ни на что не влияют, в Вашингтоне не смогут.

Напомним, на днях спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что депутаты прорабатывают вопрос о внесении законопроекта, который является ответом на американские санкции в отношении нашей страны. «Мы прорабатываем этот вопрос, но пока не можем презентовать его и говорить о конкретном содержании. Идет проработка этого вопроса», - сказал Володин.

А еще ранее о возможном ответе на законодательном уровне говорил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Не исключаю, что в России в ответ на принятие в США закона, ужесточающего санкции против РФ, и абсолютно противоправные действия в отношении нашей дипсобственности, помимо всех мер на дипломатическом уровне может быть разработан соответствующий законопроект», - заявил он.

«В сегодняшних более суровых геополитических реалиях, когда США пошли на беспрецедентное расширение санкций, закрепив это снова в виде закона, введение мер противодействия с нашей стороны также на законодательном уровне было бы вполне логично», - заметил Слуцкий. При этом он также отметил, что пока рано говорить о какой-либо конкретике или планах по подготовке такой инициативы.

В среду стало известно, что же именно может быть в этом законе. Точнее сказать, речь о двух пунктах - ограничение сотрудничества в космосе и прекращение поставок российских комплектующих для Boeing.

«В этом законе будет только то, на что американцы не смогут не обратить внимания. Такой инструментарий готовится», - сказал РИА «Новости» источник в парламенте.

По его словам, в число таких «болезненных» мер может войти приостановка полетов астронавтов на МКС и прекращение поставок российских комплектующих для Boeing, доля которых в ряде модификаций может доходить до 70%.

Отметим, что информация эта неофициальная - других подтверждений нет. Потому, конечно, нельзя категорично утверждать, что именно такие нормы и будут в новом законе - если вообще такой закон будет принят.

К тому же о подобных ограничениях говорилось и раньше, причем их неизбежная "болезненность" подчеркивается уже на протяжении едва ли не с 2014 года.

Тем более очевидно, что США не хотят отказываться от сотрудничества в космосе. Напомним, что в конгрессе при принятии нового пакета санкций против нашей страны оно специально было выведено из-под ограничений.

Но и Россия едва ли сможет самостоятельно обслуживать МКС. Что касается поставок оборудования для Boeing - свернуть таковые, разумеется, возможно, но что будет с работниками российских предприятий, которые сейчас заняты на подобном производстве? Имеется ли какая-либо альтернатива?

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" подчеркнул, что в одиночку ту же МКС ни одна страна содержать не сможет.

"Мы, США, Европа, Япония, неразрывно в эту программу увязаны. Кроме того, есть соглашения, в том числе коммерческие, по функционированию МКС. Наш выход из этих соглашений автоматически повлечет падение репутации в космической области до уровня плинтуса. И поскольку МКС все равно работает до 2024 года, нет смысла заморачиваться. Потом, нужно думать, что будет после МКС, как мы будем строить свои отношения после вывода этой станции из эксплуатации, будем ли сотрудничать. В любом случае, односторонние шаги вопреки договорам к добру не ведут", - считает эксперт.

Ничего хорошего не даст и прекращение поставок ракетных двигателей РД-180, полагает он. "Надо понимать, что мы никакого вреда США не причиним, у них есть запас таких двигателей, у них будет плановая замена. Они активно работают в этом направлении. А вот деньги потеряем, «Энергомаш» потеряем, рабочие места потеряем. Причем «Энергомаш» у нас системообразующее предприятие, которое и без того в трудном положении. Если мы еще сами будем ему палки в колеса вставлять... И потом, зачем отказываться от контрактов, наоборот, несмотря на санкции, надо рваться на внешний рынок", - полагает Иван Моисеев.

Очевидно, впрочем, что и оставлять без ответа американские выпады невозможно. Напомним, ранее в минфине США сообщали, что новый санкционный закон начнет действовать с 28 ноября 2017 года. А сенаторы Бен Кардин и Джон Маккейн уже выражали недовольство, что администрация Трампа тянет время со вводом санкций в отношении России. На что госсекретарь Рекс Тиллерсон ответил в том духе, что мы, мол, тщательно их прорабатываем, чтобы не пострадали интересы американских компаний.

Соответственно, задача российских властей заключается в том, чтобы интересы компаний США пострадали как можно ощутимее - коль отвечать санкциями на санкции. Задача сложная из-за ограниченности сфер сотрудничества между двумя странами. Ну а главное, на первом месте все же должны идти интересы российских граждан, а уж потом ущерб для американцев. Так что поспешность здесь и в самом деле едва ли уместна.