Кто и чем помогает "президентской кампании" Навального?

Алексей Навальный отбыл половину срока очередного административного наказания. Он, напомним, был приговорен 2 октября к 20 суткам ареста за повторное нарушение порядка проведения массовых акций. А именно — за призывы принять участие в несогласованном митинге в Нижнем Новгороде 29 сентября. Тем временем, в регионах продолжаются аресты координаторов "штабов" Навального. Если с блогером все более-менее ясно (хотя полной уверенности нет), то зачем подогревать ситуацию на местах — вопрос открытый…

Вообще говоря, последние полгода каждое новое административное дело с участием Алексея Навального становится предметом рассуждений на тему, поедет ли он в места не столь отдаленные или же максимум опять две-три недели в ИВС. Напомним, что блогер отбывает условное наказание по двум делам — о хищениях на предприятии "Кировлес" и по делу "Ив Роше". Кроме того, были еще установлены и испытательные сроки — по пять лет по каждому из приговоров.

Если во время испытательного срока к осужденному дважды применялись административные взыскания, то по представлению органа МВД (или же частного лица) суд может заменить условное наказание на реальное.

Алексей Навальный план по правонарушениям, можно сказать, перевыполнил, причем с солидным запасом:

— 27 марта 2017 года — административный арест 15 суток по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции);

— 29 марта 2017 года — административный штраф по ч.1 ст.20.2 КоАП (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации)

— 12 июня 2017 года — административный арест на 30 суток по ч.8 ст. 20.2 КоАП (повторное нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации). Впоследствии срок был снижен до 25 суток;

— 3 августа 2017 года — административный штраф в размере 300 тысяч рублей по ч.8 ст. 20.2 КоАП;

— ну и вышеупомянутый административный арест на 20 суток 2 октября.

Это только что касается наказаний за незаконные публичные акции. Хотя и этого в любом другом случае было бы достаточно, чтобы условно осужденный стал осужденным безусловно. Но случай Алексея Анатольевича настолько уникален, что является предметом искреннего восхищения всех, кто следит за его карьерой. И не менее искренней убежденности, что дело не столько в личных качествах "кандидата в президенты", сколько в высокопоставленных покровителях.

И здесь стоит обратить внимание вот на что. В стране существуют большие административные штабы, созданные непосредственно для работы с молодежью: есть министерская структура в российском правительстве, в администрации президента несколько лет назад было создано управление общественных проектов, но никакой вменяемой молодежной политики этими структурами обществу так и не было представлено. Согласитесь, нельзя считать серьезными проектами ни движение школьников, ни студенческие весны — это всё оргмассовая работа, достойная уровня какого-нибудь райкома ВЛКСМ.

Западные страны сталкивались с проблемами молодежного протеста (у нас это пока не массовое явление, но неуклюжие действия власти, о которых речь ниже, вполне могут этому способствовать). Боролся Запад с этими эпидемиями просто: если США в ответ на протесты против вьетнамской войны откликнулся идеологией Хефнера, идеологией PlayBoy, то Европа комплексно подошла к вопросу "конца шестидесятых" — там появились экономические решения вовлечения молодых людей в бизнес, предпринимательство. В результате мы можем видеть, как активисты Парижа-68 уже давно занимают кресла в самых больших властных коридорах.

Кстати, массовое вовлечение молодежи в строительство Байкало-Амурской магистрали тоже в каком-то смысле стало ответом советского руководства на протестные молодежные акции в западных странах. И решение, согласитесь, хорошее: и в экономическом смысле, и в политическом, и в культурном.

Российские же власти сегодня своими неуклюжими действиями лишь усугубляют вовлечение молодежи в протестные массы.

В регионах прокатилась волна арестов координаторов "штабов" в поддержку Алексея Навального. В частности, координатор краснодарского штаба Мирослав Волькович арестован на 10 суток. Смоленский координатор Андрей Волобуев — на восемь суток, под арест на четверо суток был отправлен координатор в Новосибирске. Сообщалось также о задержании руководителей "штабов" в Ставрополе, Твери, Ростове-на-Дону.

Понятно, что происходящее в первую очередь играет в пользу Алексея Навального. Причем как в медийном плане, так и в привлечении сторонников. Очевидно, что таковых много не будет, но среди молодежи всегда найдутся жаждущие острых ощущений. А именно на молодежь в своей "избирательной кампании" Навальный и делает ставку.

Разумеется, рассчитывать на массовую поддержку блогер не может в силу самых разных причин — и экономических, и социальных, и политических. И митинги в регионах, что бы там ни говорили в окружении Навального, вовсе не являются свидетельством успеха. В конце концов, никто ж не выяснял, кто из тех, кто на них приходит, являются искренними сторонниками блогера, а кому просто любопытно на известного человека посмотреть.

Стоит отметить еще один аспект, о котором после несогласованной с городскими властями акции сторонников Навального 7 октября заявил уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.

По его мнению, "избирательный подход органов исполнительной власти к согласованию публичных мероприятий, раз за разом проявляемое нежелание находить законное решение, обеспечивающее реализацию права граждан на свободу мирных собраний, в том числе демонстративный отказ в их согласовании, способствует радикализации общественных настроений, фактически провоцирует людей с активной гражданской позицией, прежде всего — молодежь, на проведение несогласованных акций".

"Митинг 7 октября на Марсовом поле не был согласован органами исполнительной власти, причем вопреки требованиям действующего законодательства организаторам даже не было предложено альтернативное место для его проведения. С другой стороны, организаторы митинга безответственно призывали людей принять участие в несогласованной акции, вводя их в заблуждение информацией о якобы полученном согласовании", — добавил Шишлов, при этом отметив корректность и эффективность действий полиции.

Остается лишь констатировать, что эффективной контр-кампании сейчас не ведется. Почему — вопрос открытый. По факту на сегодняшний день — Алексей Навальный получил очередное административное наказание, что стало поводом для очередной волны шуток про его неуязвимость и рассуждений о "башнях Кремля". Координаторы его "штабов" также получают административные сроки — в большинстве своем незначительные, но и этого вполне достаточно, чтобы еще раз напомнить об "избирательной кампании" блогера. При этом органы власти выставляются действующими по принципу "тащить и не пущать". Хотя, повторимся, нет никаких объективных причин, которые способствовали бы хоть какому-то реальному успеху Навального. Зачем же тогда ему в этом помогать?

На этом можно вспомнить только о том, что на этой неделе откроется Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Уверены, молодые люди узнали о его проведении только за два последних дня, когда начала крутиться реклама на федеральных каналах — т. е. практически также, как москвичи узнали о проведении муниципальных выборов в прошлом месяце. Могла власть здесь использовать хотя бы старый советский опыт организации аналогичного фестиваля? Могла. Но не захотела.

"Не захотела" — это будет ключевым ответом на те события, которые, вполне возможно, планируются на март-апрель 2018 года. Отсутствие креатива и комплексного подхода в работе с молодежью — фирменный стиль тех, кто за неё отвечает.

"Правда.Ру" будет фиксировать эти процессы. Предлагаем высказываться о них и нашим читателям. Будем рады присланным вами статьям и размышлениям на эту тему на редакционную почту.