Вот уже несколько дней бурно обсуждается тема тренингов для будущих губернаторов. Формально, корректнее будет сказать — потенциальных кандидатов. Но именно формально — и вот почему.
Что это за тренинги
Тема тренингов очевидным образом является одним из объяснений подбора временно исполняющих глав регионов. Например, в минувший понедельник в Сети появилось видео, где потенциальные кандидаты прыгают в реку со скалы. Действие якобы происходит на Агурских водопадах неподалеку от Сочи, высота скалы — семь метров.
Разумеется, это не разовая акция — прыжки являлись составной частью тренинга для потенциальных кандидатов в губернаторы, который прошел в Сочи с 3 по 7 октября. Причем это часть девятимесячной учебной программы, которая организована при участии администрации президента для подготовки кадров на губернаторские посты и руководящие должности в регионах. Среди участников программы — представители министерств, Совета Федерации, Госдумы.
В разное время в ней приняли участие более шести десятков человек, в том числе назначенные недавно главами регионов Дмитрий Азаров (Самарская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Александр Цыбульский (Ненецкий автономный округ), и Андрей Травников (Новосибирская область), Андрей Клычков (Орловская область) и Александр Бурков (Омская область).
Учебная программа составлена из индивидуальных консультаций, подготовки проектов и лекций, которые участникам программы читают представители администрации президента, министры, главы регионов, крупных компаний.
Как уже было сказано, программу активно начали обсуждать буквально несколько дней назад. Ранее, конечно, шла речь о том, по каким критериям отбираются главы регионов — "Правда.Ру" о них также сообщала. Но это, скажем так, теория. А прыжки со скалы и лекции министров — это практика. И вот по поводу этой практики и возникают вопросы.
Подготовка для всех или для избранных?
Собственно, это главный вопрос. Понятно, что ничего плохого в учебной программе как таковой быть не может. Понятно, что ничего плохого быть не может в том, когда потенциальный кандидат на пост главы региона общается с высокопоставленными представителями администрации президента, министрами и ведущими отечественными предпринимателями.
Непонятно другое — критерии отбора слушателей этих курсов. По мнению политолога Татьяны Становой, "сейчас по своему реальному весу пост губернатора соответствует уровню замминистра, директора министерского департамента". "Да причем не любого замминистра, а замминистра-новичка без большого собственного политического опыта", — полагает она.
Точка зрения, конечно, спорная — а что, заместитель министра с большим политическим опытом всячески начнет отбрыкиваться, если ему предложат поработать на посту губернатора? И даже в случае успеха — долго ли он после этого пробудет на своем посту, даже с большим политическим опытом?
Проблема ведь не только в этом. Участники подобных тренингов получают солидное преимущество перед своими — опять же, потенциальными — конкурентами на выборах. В чем цель тренинга? Это составная часть подготовки к руководству регионом. Вероятный кандидат получает сведения о самых современных практиках управления, с ним делятся опытом чиновники самого высокого ранга и ведущие бизнесмены. Что после этого ему на выборах могут противопоставить конкуренты?
Конечно, самый очевидный ответ — знание региона. Как правило, именно об этом идет речь, когда говорят о соперниках врио губернатора на выборах. Мол, такой-то представитель местных элит, он хорошо знает проблемы региона. Но, во-первых, хорошо знать проблемы и успешно их решать — это не одно и то же. У кого в данном случае будет преимущество?
Во-вторых, тезис о "варягах", которых присылают из Москвы, по-прежнему в ходу, но большой роли он не играет. Давно уже понятно, что сколько "варягом" не называй, акцент на этом значительных преимуществ на выборах не приносит. А вот деловые качества, умение быстро вникнуть в суть вопроса, предложить варианты решения и реализовать их — вполне.
Одно за другим
Итак, если речь идет о подобных программах-тренингах, то следует задаться вопросом — почему в них не участвуют все потенциальные кандидаты, в том числе и оппозиционные?
Понятно, что если бы речь шла о партийной программе, то никаких вопросов и быть не могло. Но это программа РАНХиГС по подготовке кадрового резерва для администрации президента. С финансированием из госбюджета. А это значит, что имело бы смысл предоставить равные возможности всем участникам будущих губернаторских выборов.
Возможно, могут быть организационные проблемы — например, всех потенциальных заинтересованных лиц одномоментно собрать будет сложно, тем более за несколько месяцев до выборов, когда еще не ясно, кто, собственно, будет соперничать с врио губернатора на выборах. Но ведь и тренинги можно разводить по времени. В любом случае, определить критерии отбора и формат явно не самая трудная задача.
Врио глав регионов в повседневной работе это никак мешать не будет. А их возможные конкуренты на выборах получат возможность познакомиться с современными практиками управления. В конце концов, этот опыт не обязательно должен пригодиться только на выборах, его вполне можно использовать и в других сферах деятельности.
К слову, это вариант решения еще одной проблемы — а именно, снижения интереса избирателей к губернаторским выборам. Да, недавний единый день голосования продемонстрировал, что во всех 16 регионах временно исполняющие обязанности глав регионов одержали уверенные победы. В том числе и тех десяти, где были новички. И политологи перед выборами предсказывали, что практически нигде проблем у врио не будет, поскольку фактически нет серьезных соперников.
Оборотная сторона — число голосов, поданных за новых губернаторов. В целом ряде регионов их значительно меньше, чем на прошлых губернаторских выборов. А это уже вполне может быть истолковано как "низкая электоральная эффективность". Да собственно, уже так и толкуется…
Тренинги с равными возможностями для всех потенциальных кандидатов вполне могли бы помочь с решением этой проблемы. Равно как и другой — кадровой. Коль скоро взят курс на "озеленение" губернаторского корпуса, то вполне вероятно, имело бы смысл расширить круг потенциальных кандидатов. В том числе из регионов (а может, и в первую очередь). И да, в том числе и из оппозиционных политических сил. Тем более, что примеры есть. Коль скоро эффективность управления является одним из главных критериев, то и ставить искусственные ограничения смысла нет никакого.