Правоконсервативный американский политик и публицист Патрик Бьюкенен опубликовал статью "Островок единства в распадающемся мире". В ней он приводит длинный ряд драматических событий последнего времени, внешне не связанных между собой, но имеющих общую логику. Она указывает на то, что западному миру в его нынешнем виде осталось недолго.
Бывший советник президентов Никсона, Форда и Рейгана по поводу стрельбы в Лас-Вегасе, унесшей жизни более полусотни человек, цитирует выражение Дональда Трампа "акт абсолютного зла" и библейские строки: "Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит" (Пс. 50:19).
"Наше единство не может быть разрушено злом. Наши скрепы не разорвать насилием. Несмотря на гнев по поводу бессмысленного убийства наших соотечественников, нас сегодня объединяет любовь, и так будет всегда, вовеки", — продолжает цитировать слова президента Патрик Бьюкенен.
"Высокие слова", — заключает он. И задается вопросом: насколько они отражают реальность?
Бьюкенен вспоминает убийство 20 детей в школе Sandy Hook города Ньютаун штата Коннектикут и смерть 20 чернокожих прихожан церкви в городе Чарльстон от руки убийцы Дилана Руфа. Объединили ли американцев "в скорби и шоке" эти преступления или наоборот — еще больше разъединили, обострив бесконечную войну вокруг права на ношение оружия?
Бьюкенен пишет, что незадолго до трагедии в Лас-Вегасе кабельное телевидение тиражировало обвинения против Трампа в том, что во время посещения турнира по гольфу в Нью-Джерси он сказал что-то такое, что свидетельствует о его безразличии к страданиям цветного населения Пуэрто-Рико.
Еще Бьюкенен пишет о том, как минувшим летом осквернялись памятники исследователям и миссионерам, открывшим Новый Свет, а также солдатам Конфедерации. При том, что все эти люди "создали ту Америку, наследовать которую посчастливилось нам".
Он считает, что больше противоречий, чем сегодня, между американцами было только в 1960-х, ознаменованных Вьетнамом и великой культурной революцией, а также во времена войны между штатами в 1861–1865 годах.
"Для понимания происходящего у нас нужно вглядеться в происходящее в Европе, где степень дезинтеграции еще выше", — считает американский консерватор. И приводит иллюстрации.
Например, такую: в минувшее воскресенье 4 тысячи бойцов национальной полиции по приказу из Мадрида применили насилие, чтобы сорвать референдум, организованный региональными властями Каталонии по вопросу самоопределения. При этом девять из десяти граждан, у которых была возможность проголосовать, высказались за выход из Испании. Телевизионные кадры, запечатлевшие полицейских, оттаскивающих каталонцев от урн голосования, сотни людей, получивших травмы — все это может войти в историю Европы.
"Это первый призрак, который бродит по Европе: желание этнических меньшинств, таких, как каталонцы в Испании и шотландцы в Британии, вырваться из объятий родины-матери и создать новые страны, как это сделали норвежцы в 1905 году и ирландцы в 1921-м", — пишет Бьюкенен.
Другим "призраком" он считает крепнущее желание миллионов европейцев сбросить "транснациональный режим" Европейского Союза.
Brexit 2016 года знаменовал выход из ЕС Англии. Сегодня, подчеркивает автор, почти в каждой стране Евросоюза есть своя партия "анти-ЕС". На президентских выборах нынешнего года во Франции 35% голосов избирателей завоевал Национальный Фронт.
Помимо "племенной" и этнической солидарности необходимо учитывать такие факторы, как растущее недовольство Северной Европы, вынужденной покрывать издержки хронического финансового дефицита Юга, а также раздражение жителей стран Южной Европы политикой жесткой экономии, навязываемой им Севером.
Выборы в Германии сделали очевидной еще одну угрозу европейскому единству, уверен Патрик Бьюкенен. Правящая коалиция Ангелы Меркель и социалистов понесла крупнейшие потери. Как "новый лидер Запада" эпохи Трампа Ангела Меркель не состоялась, она — уходящая натура.
Зато порядка 13% голосов немцев завоевала "Альтернатива для Германии", радикально правая партия, впервые прошедшая в Бундестаг. На землях бывшей Восточной Германии она вышла на второе место, в некоторых округах — на первое.
"Правому повороту" Германия обязана тем же обстоятельствам, что Польша и Венгрия, считает аналитик. Это миграция из Африки и Ближнего Востока, создающая социально и культурно неудобоваримые анклавы в городах Европы. Европейцы, как и "трамписты", хотят, чтобы их границы были безопасными и закрытыми для людских масс из Третьего мира. "Немцы устали от 70-летнего ношения власяниц".
Факторы расы, племени, границ, культуры, истории — рвут по швам Европейский Союз и разъединяют народы, пишет Бьюкенен.
"Мы, американцы, можем гордиться многообразием культур, этносов, языков как великими атрибутами нашей жизни. Но взаимное раздражение и разрыв между нами сегодня представляется более глубокими, чем когда-либо на памяти нынешних американцев", — считает 79-летний автор.
Чернокожие, латиноамериканцы, феминистки, коренные народы Америки, сообщество LGBT — все главные "клиенты" Демократической партии — сегодня, как всегда, недовольны ролью, которую играют в жизни страны.
Республиканская партия превратилась "в большую когорту популистов и националистов".
"Массовое убийство американцев, такое, как произошедшее в Лас-Вегасе, может на короткое время сплотить нас. Но что способно удержать нас вместе, если расовое, религиозное, этническое, культурное, историческое и политическое разнообразие, которое мы так ценим, все больше нас разделяет?" — задает вопрос Патрик Джозеф Бьюкенен.