Алексей Навальный впервые отреагировал на обвинения в вождизме. Можно сказать, обстоятельства вынудили, поскольку едва ли не одновременно раскритиковали блогера Сергей Удальцов и Михаил Ходорковский. Игнорировать их заявления было бы неразумно — но, с другой стороны, получит ли эта дискуссия какое-то развитие?
Напомним, на прошлой неделе Сергей Удальцов фактически обвинил Навального в том, что тот подставляет людей, призывая к несогласованным акциям протеста. А Михаил Ходорковский заявил об опасности превращения Навального "во второго Путина".
Удальцову блогер посоветовал следить за своим окружением, точнее сказать, за адвокатом Виолеттой Волковой, которая присутствовала на пресс-конференции экс-координатора "Левого фронта". По мнению Навального, Волкова представляется "адвокатом оппозиции", но при этом оппозиции вредит. "Так что пусть Сергей будет как-то осторожен в своем выборе куратора", — посоветовал блогер.
Ходорковскому же он посоветовал прочитать его, Навального, предвыборную программу, где все написано: и про сокращение президентского срока, и про расширение полномочий парламента, и прочие вещи, которые призваны развеять страхи по поводу "второго Путина".
"Я отлично хорошо отношусь к Ходорковскому, он умный и хороший человек, но тяготеет к традиционному лагерю оппозиции, который и завел всех нас в тупик", — сообщил Навальный. По его мнению, тема "вождизма" интересует только крайне ограниченный круг.
"Во-первых, это обсуждают в узкой фейсбучной тусовочке. Во-вторых, ну разве я авторитарный?! Я спрашивал у сотрудников ФБК, и мне все говорят, что я не авторитарный, наш стиль работы демократический и раздолбайский. Но нужно судить по делам и программным заявлениям. Мы четко прописали, что суперпрезидентская республика не нужна, я стану президентом и добровольно сокращу свои полномочия. Расширим полномочия парламента и освободим СМИ", — заявил Навальный.
Очевидно, в общем, что ответ Ходорковскому был куда более развернут, нежели Удальцову. По сути, контраргументов на претензии экс-координатора "Левого фронта" Навальный не привел: не считать же таковым совет Удальцову следить за адвокатом… Объяснение тому простое: Алексей Навальный не воспринимает своего бывшего коллегу по Координационному совету оппозиции как сколько-нибудь значительную величину, способную влиять на настроения "тусовочки".
То есть максимум, на что сейчас способен Удальцов, — произнести несколько громких фраз, который день-другой пообсуждают и забудут. А потому смысла вести борьбу, перетягивать на свою сторону колеблющихся, убеждать сомневающихся Навальный особо не видит. Вроде как совсем без внимания оставлять нельзя: все же первая пресс-конференция Удальцова, отбывшего полный срок заключения, имела значительный резонанс. Но и настроения что-либо предпринимать в дальнейшем не наблюдается.
Ответ Ходорковскому более развернут, и Навальный экс-олигарху за окружением наблюдать не советует. Впрочем это было бы хамством по отношению к человеку, который и кандидатуру Навального на выборах поддерживает, и поддержку оказывает.
Здесь стоит заметить, что Ходорковский давно уже пророчествует о появлении нового авторитарного лидера, причем недвусмысленно намекая именно на Навального. Такое вот единство и борьба противоположностей: с одной стороны, вроде и поддерживает, а с другой — "второй Путин, второй Путин"… Понятно, что рано или поздно надо было что-то сказать, а то ведь та же "фейсбучная тусовочка", о которой столь пренебрежительно отозвался Навальный, заклюет. Ему ли не знать после участия в "русских маршах"-то.
Конечно, каких-то кардинальных изменений в действиях блогера после этой дискуссии ожидать не стоит. Собственно, понятно, что и несбывшийся проект "Партия прогресса", и Фонд борьбы с коррупцией "заточены" исключительно под персону Алексея Анатольевича, что бы ему сотрудники ФБК ни рассказывали.
Здесь стоит и отметить и еще один нюанс: постоянные отсылки к "избирательной кампании" Навального: "когда я стану президентом" и все такое прочее. При том, что все участники заочной полемики, не исключая и блогера, отлично понимают, что никакой "кампании" не будет. Никто не станет переписывать Уголовный кодекс и избирательное законодательство, чтобы Алексей Навальный мог стать кандидатом в президенты. К слову, Сергей Удальцов в этом плане повел себя честно: "Я не собираюсь говорить, что собираюсь стать президентом при наличии судимости". По его словам, "шарлатанством" он заниматься не хочет.
Так что вся эта дискуссия насчет нового "авторитарного президента" является абсолютно искусственной. И Навальный, и Ходорковский могут сколько угодно делать вид, что тема серьезная и актуальная, но, по факту, она не выходит за рамки той самой, не раз уже помянутой "фейсбучной тусовочки". Мнением которой, может, пренебрегать и не стоит, но этого для участия в выборах явно недостаточно.