За 30 дней до выборов: какие выводы можно сделать уже сейчас

Десятого августа заканчивается регистрация кандидатов на выборах глав регионов, которые в единый день голосования 10 сентября пройдут в 16 субъектах РФ. Очередной этап избирательной кампании позади, а потому время подвести некоторые предварительные результаты.

Наиболее бурные дискуссии на этот раз шли вокруг так называемого "муниципального фильтра" — то есть обязанности кандидатов на пост губернатора собрать подписи муниципальных депутатов из определенного числа районов. Здесь, конечно, самой шумной была скоротечная кампания мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана — "Правда.Ру" о ней ранее сообщала. Напомним только, что итоге Ройзман от участия в выборах отказался, призвав к их бойкоту "до отмены муниципального фильтра".

С подобной точкой зрения категорически несогласен сенатор Андрей Клишас.

"Действующий механизм, необходимость сбора подписей муниципальных депутатов, направлен в первую очередь на то, чтобы простимулировать все политические силы, которые действительно заинтересованы в решении проблем населения и улучшении жизни людей, идти и работать, вести политическую деятельность с муниципального уровня", — сказал он РИА "Новости", добавив, что некоторые парламентские партии с готовностью выдвигают кандидатов в органы государственной власти, но с большой неохотой выдвигают кандидатов на муниципальные выборы.

Позитивный пример работы партий на местах, по мнению Клишаса, показывает Москва. "То как работает муниципальный фильтр, мы можем очень хорошо видеть на примере Москвы в этом году, где оппозиционные кандидаты активно включились в работу по продвижению своих программ с целью избрания в муниципальные органы власти, это именно то, для чего и был создан муниципальный фильтр", — отметил сенатор.

По мнению председателя Совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова, политик должен вести постоянную работу с населением, а не начинать ее после объявления избирательной кампании.

"Мы знаем достаточно много таких случаев. Те партии, которые в составе депутатского корпуса муниципального уровня не имеет необходимого количества подписантов, тем не менее, достаточно успешно этот фильтр преодолевают", — подчеркнул эксперт.

Депутат городского округа Заречный Свердловской области Сергей Евсиков считает, что муниципальный фильтр — первая процедура "верификации" кандидата.

"Сначала жители населенных пунктов области выбирают своих кандидатов, отдают за них свои голоса. Затем уже сами депутаты рассматривают кандидатуры выдвиженцев и принимают решение. Таким образом, представитель партии получает необходимое число голосов поддержки, после чего регистрируется как кандидат", — цитирует Евсикова ИА Regnum. По мнению депутата, пройти муниципальный фильтр может только кандидат, которому это действительно нужно.

По словам Евсикова, во время прохождения муниципального фильтра на выборах губернатора Свердловской области лично к нему никто из оппозиционных выдвиженцев за поддержкой не обращался. При этом попытки самопиара на этой теме он считает неприемлимыми.

О негативном отношении к подобным вещам заявил и депутат городского округа Карпинска (также Свердловская область) Алексей Брянцев.

"Муниципальный фильтр — хорошая инициатива, которая позволяет понять перспективы кандидата и легитимировать его участие в выборах. При этом все соискатели находятся в равных условиях, а прохождение данного фильтра не должно стать тормозом или препятствием", — заявил депутат.

Игорь Борисов отметил, что конкуренцию на выборах муниципальный фильтр не понизил. "К сожалению, от выборов к выборам мы видим, что в оценке избирательных процедур превалирует политическая составляющая, выгодная тому или иному политику. Если у одного все хорошо, то он и не предъявляет претензий, если они даже есть, и наоборот — если всё плохо, то претензии предъявляются, даже если все работает идеально", — отметил Борисов.

Эксперт обратил внимание, что политическим партиям стоило бы больше времени уделять работе с избирателями на местных выборах, а не ожидать помощи от той же "Единой России" — которая, вообще говоря, своих конкурентов поддерживать не обязана. "Пока они больше просят "Единую Россию" поддержать через своих депутатов в сборе подписей в поддержку определенной кандидатуры", — отметил Борисов.

Здесь, к слову, получается своего рода замкнутый круг, на который политологи давно уже обращают внимание. На местном уровне политические партии в большинстве случаев работают крайне вяло, кроме единороссов. Исключения есть, но касаются они в основном мегаполисов, как, например, в Москве. Впрочем, одной из главных интриг выборов в столице эксперты как раз называют возможность для оппозиции получить такое количество мандатов, чтобы в следующем году кандидаты на пост мэра Москвы могли заручиться поддержкой муниципальных депутатов.

По факту же получается, что и абсолютное большинство мандатов на местных выборах уходит к кандидатам, поддержанным "Единой Россией". Просто потому, что избиратели о них знают, а об их конкурентах впечатление складывается весьма смутное, если оно вообще складывается.

Как результат — на следующих выборах кандидатом оппозиции просто неоткуда взять необходимое количество подписей. Если только "Единая Россия" не поможет. И как правило, помогает — например, депутаты-единороссы поставили подписи за кандидата от партии "Парнас" на выборах губернатора Ярославской области Сергея Балабаева. И ничего, небо на землю не упало…

По мнению Андрея Клишаса, процедуру сбора подписей муниципальных депутатов можно усовершенствовать, но отменять сам фильтр не следует. "Возможно, что действующий механизм несовершенен и может быть в дальнейшем усовершенствован, но это также должно быть направлено не на отмену фильтра, а на закрепление тенденции укрепления политической роли органов местного самоуправления, что, должно привести в итоге и к укреплению их экономической базы", — отметил сенатор.

Он напомнил о тезисе, что настоящая настоящая народная демократия начинается тогда, когда на выборы органов местного самоуправления приходит больше граждан, чем на выборы органов государственной власти.

"Тезис во многом справедлив, так как доверие к власти должно формироваться с того уровня, который является самым близким к гражданину, с того уровня власти, который призван разрешать самые насущные, ежедневные потребности людей. Оценка политических партий, наличия или отсутствия у партий позитивной политической повестки, во многом должно определяться тем, как эти политические силы ведут работу на уровне органов местного самоуправления", — полагает Андрей Клишас.