Литовские власти столкнулись с серьезной проблемой. Настолько серьезной, что кулуарно решить ее не удалось и пришлось заявлять открыто. Все дело в том, что власти страны не могут найти специалиста, который смог бы подсчитать ущерб от так называемой "советской оккупации". Дело серьезное, речь о десятках, а то и сотнях миллиардов евро (или долларов, здесь по настроению счетоводов). Но расследование упирается в неприлично маленькую зарплату для специалиста, в задачу которого входит обрушить на Литву многомиллиардный поток компенсаций.
По словам руководителя Центра исследования геноцида и сопротивления Литвы Терезы-Бируте Бураускайте, учреждение не может найти эксперта, который был бы готов подсчитать точную сумму ущерба от "советской оккупации". "Мы не можем платить такую заработную плату, какую получают латыши, работающие в этой сфере. Нет человека, который только этим бы занимался", — сказала она.
По ее словам, за поиск информации в архивах и оценку документов специалисту необходимо платить 810 евро в месяц, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на интервью Бураускайте изданию Lietuvos žinios. В настоящий момент этой работой занимаются сотрудники центра, но навыков у них, как утверждает Бураускайте, не хватает. Центр пытается найти историка, который мог бы потратить только на эту работу примерно год. У ведомства таких денег нет, а на более низкую зарплату кандидаты не согласны, заявила она.
Стоит отметить, что центр подотчетен правительству и сейму Литвы, то есть это вполне себе официальное учреждение, а не группа энтузиастов, перебивающаяся случайными грантами. Так что, с одной стороны, понятно желание руководителя центра выбить дополнительное финансирование. А с другой стороны — можно констатировать, что хотя подсчет "ущерба" и инициирован на госуровне, интерес властей к этой теме крайне низок. Даже несмотря на ярко выраженную русофобию нынешнего литовского руководства.
Здесь стоит отметить, что еще в 2000 году правительственная межведомственная комиссия Литвы подсчитала примерный ущерб от "оккупации" — 20 миллиардов долларов. Тогда же сейм принял закон о возмещении ущерба, но никаких практических шагов сделано не было. Комиссия по подсчету была создана в 2012 году, однако работа все еще не началась.
Нельзя сказать, чтобы в России на эту тему вообще не обращали внимания на официальном уровне. Например, в начале июня российский посол в Вильнюсе Александр Удальцов заявил о возможности встречных претензий. По его словам, к моменту вхождения в состав Советского Союза Литва являлась аграрной страной и занимала одно из последних мест по качеству жизни в Европе. При этом уровень производства промышленной продукции был в три раза ниже среднего по СССР. Масштабная индустриализация страны началась только после окончания Великой Отечественной войны. По словам Удальцова, в 1940–1990 годах из союзного бюджета в экономику республики было инвестировано порядка 65 миллиардов долларов.
Посол также отметил, что поскольку Россия являлась крупнейшим донором союзного бюджета, то вполне может выставить счет за поставки сырья и энергоресурсов по льготным ценам. И назвал цифру: 72 миллиарда долларов.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс после заявления российского посла оскорбился: мол, как он мог о каких-то деньгах, да еще за несколько дней до Дня скорби и надежды, даты памяти депортированным в советский период литовцам.
Впрочем, на фоне соседней Латвии цифры что литовских, что встречных российских претензий выглядят сущими пустяками. В Риге комиссия по подсчету ущерба в прошлом году подвела итог: экономике страны за годы "советской оккупации" был нанесен ущерб в 185 миллиардов евро. Ведь всем известно, что до вхождения в состав СССР Латвия шла фактически вровень с ведущими индустриальными державами того времени. И если бы не Сталин… Да, надо добавить, что это еще без демографического ущерба (плюс еще несколько десятков миллиардов) и экологического (здесь тоже счет на десятки миллиардов).
Не осталась в стороне и Эстония. Хотя в Таллине все немного сложнее. Нет, здесь конечно тоже увлечены идеей получить с России денег нахаляву. Но работа ведется как-то бессистемно.
С одной стороны, в 2015 году министры юстиции трех прибалтийских государств подписали совместную декларацию, в которой выразили намерение совместно требовать от России как от правопреемницы СССР компенсаций.
С другой стороны, спустя год министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд заявила, что правительство страны не намерено требовать от Москвы возмещения ущерба. Мол, прошлое забывать нельзя, но надо подумать о будущем.
Но в марте этого года министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу опять заявил, что требовать компенсацию власти страны будут.
Пока на официальном уровне раздрай, на "экспертном" все уже давно подсчитано, и есть конкретные предложения. Еще в 2004 году некий "специалист" по имени Велло Сало издал "Белую книгу" с подсчетом ущерба. Настоящее имя "эксперта" Эльмар Вахер, в годы Второй мировой он сбежал из Эстонии, а уже после войны получил гражданство Германии. Так вот, Сало-Вахер в качестве компенсации предложил потребовать от России передачи Эстонии Новосибирской области, где власти прибалтийской республики могли бы организовать лесозаготовки и тем самым компенсировать "ущерб".
Вроде бы и бред бредом, но, с другой-то стороны, в том, что касается претензий к России, любой абсурд имеет право на жизнь: прибалтийские политики доказывают это едва ли не каждый день.
К слову сказать, России периодически пытаются предъявлять и территориальные претензии. В 2005 году одну из таких историй прокомментировал президент России Владимир Путин. Речь о Пыталовскогом районе Псковской области, на который претендовала Латвия. "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши", — заявил тогда Путин.
В принципе, вполне универсальный принцип, исходя из которого и следует оценивать претензии на некие компенсации от России. Кто бы автором этих претензий ни был.