Россия проигрывает от конфронтации с Западом, говорится в докладе Центра стратегических разработок, который возглавляет бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Конфликт (между Россией и США) содействует маргинализации РФ в международных институтах и проектах, чреват серьезной упущенной экономической выгодой. Россия вынуждена распылять силы на избыточную военно-политическую конкуренцию, отвлекаясь от задач модернизации и развития страны", — говорится в докладе ЦСР о внешней политике и позиционировании России в мире на 2017-2024 годы.
Составители доклада полагают, что в отношениях с Западом Российская Федерация должна ориентироваться на минимизацию рисков вооруженного конфликта, поэтапное урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, в первую очередь в Донбассе, поэтапное снятие взаимных санкций и дискриминационных режимов, возвращение к полноценному экономическому сотрудничеству.
Разумеется, не была пропущена тема украинского кризиса. По мнению экспертов кудринского центра, за прошедшие три года Россия воссоединилась с Крымом, решила проблему базирования Черноморского флота, заблокировала на долгосрочную перспективу членство Украины в НАТО. "Вместе с тем это породило ряд новых серьезных проблем. Россия для Украины — стратегический противник. Вражда укоренилась на уровне политической идеологии и общественного сознания. Украина потеряна для России в качестве делового партнера на долгое время", — считают в ЦСР.
По их мнению, Киев будет последовательно выстраивать военно-политические отношения с западными структурами без членства в НАТО. "Украинский вопрос обострил отношения с Западом, нанеся ущерб торговле, порождая гонку вооружений, закрывая многие направления сотрудничества, в которых заинтересована сама Россия", — говорится в докладе.
Этот набор факторов несет риски для России, а потому необходимы последовательные усилия по ликвидации конфликта в Донбассе. "Проблема требует как диалога с Киевом, так и договоренностей с Западом. Одномоментная сделка по Украине невозможна. Дипломатам предстоит длительный, постепенный и неровный процесс урегулирования", — считают эксперты ЦСР.
Необходимость диалога подчеркивается и в разделе, касающемся отношений с Соединенными Штатами. В частности, это позволит снять противоречия по вопросам американской ПРО в Европе, поскольку альтернативой будет взаимно опасная гонка стратегических наступательных вооружений.
Что касается азиатского направления, то здесь эксперты ЦСР предлагают не зацикливаться на отношениях с Китаем, но и развивать их с Южной Кореей и Японией. Кроме того, отдельный раздел посвящен с Индией, где Россия, считают составители доклада, теряет позиции — но чтобы эту тенденцию преодолеть, необходимы усилия не только государства, но и развитие общественных связей, а также повышение активности бизнеса.
В целом, в докладе обобщены проблемы, о которых давно и хорошо известно. Но очень не хватает рекомендаций, как же добиться столь прекрасных целей — хотя бы по минимуму. То есть понятно, что было бы очень хорошо, например, как можно скорее решить конфликт в Донбассе. Но здесь предполагается участие как минимум двух сторон. Ведь что происходит сейчас: в европейских столицах и Вашингтоне речь постоянно идет о том, что Россия должна выполнить Минские соглашения. Про Киев речи вообще не идет — по крайней мере, публично. Что в таком случае должны делать в Москве? Односторонние действия предполагают либо эскалацию конфликта, либо капитуляцию. И это не диалог, а монолог.
То же самое можно сказать об отношениях с США. В общем, едва ли кто возьмется спорить, что они сейчас очень плохие. И не исключено, что могут стать еще хуже. Но, опять же, что должна сделать Россия? Закрыть глаза и не обращать внимания на заявления американских высокопоставленных чиновников об "угрозе № 1"? Пропускать мимо ушей призывы "надавать по заднице" за якобы совершенные во время избирательной кампании кибератаки?
Вот, например, британская The Guardian сообщила, что якобы Дональд Трамп поручил совету национальной безопасности разработать некий перечень уступок, которые можно было бы использовать в качестве "разменной монеты" на переговорах с президентом России в Гамбурге на саммите G20. При этом и в совете нацбезопасности, и в госдепартаменте выступают резко против односторонних уступок Москве, нацеленных только на то, чтобы улучшить российско-американские отношения. Понятно, что нельзя делать окончательные выводы по одной статье в газете, но общий настроен совершенно понятен.
Едва ли Россия может сделать что-либо в случае отсутствия заинтересованности в диалоге. В докладе, кстати, сказано, что для России одинаково опасны и самоизоляция, и "хаотичное отступление", опыт которого в новейшей истории нашей страны уже был в 1990-е. Москва тогда была максимально сговорчивой — и чем это обернулось?