От недавнего мероприятия на улице академика Сахарова, где я оказался случайно с друзьями, которые хотели посмотреть, что это за оппозиционное мероприятие, у меня осталось такое впечатление, что где-то, когда-то это уже было. И это было, на мой взгляд, пятилетие 1987-1991 годов. Это были годы, когда шли различные мероприятия под лозунгами "гласность, перестройка, движение, свобода".
Я сам был активным организатором различных дискуссий, клубов типа "Перестройка", уличных шествий и прочего. Но в 1990 году перед тем, как произошли все эти драматические события, у меня возник вопрос: зачем все эти уличные шествия и мероприятия?
Однажды, когда я был на одной из конференций движения "Демократическая Россия" в Москве, меня попросили в Санкт-Петербург, а потом в Мурманск отвезти большую стопку плакатов. Я ее открываю и вижу, что на плакате изображена решетка и заголовок: "Россия — тюрьма народов". Я был озадачен: к чему это, какая "тюрьма народов", зачем все эти протесты и какой-то ужасный надрыв?
И вот сейчас опять собираются различные группы протестующих людей, которые недовольны всем, что находится вокруг них. Одна группа выступала против реновации. Я бы радовался, что мне дадут новую квартиру в новом доме. Оказывается, что нет. Людям пытаются делать хорошо, а они протестуют, недовольны.
Другая группа вообще против капитализма: долой министров и капиталистов, как будто сейчас 1917 или 1918 год. Еще группа вообще против всего протестовала, все у них плохо.
Мои впечатления от всех протестных акций последнего времени довольные странные… Конечно, мы имеем право выходить на какие-то мероприятия, высказываться. Выходите, но без меня. Я считаю, что совершенно не нужны такие мероприятия, они несут только вред и разрушение, сеют рознь и ведут к потрясениям.
В 1988 году я защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете МГУ, тогда по молодости мне казалось, что я все знаю, что я смогу осчастливить свою семью и вообще всех вокруг. Сейчас все это видится совершенно иначе.
Когда я оказался рядом с этим митингом, ко мне подходили в целом довольно симпатичные молодые люди, девушки и предлагали: мол, подпишите это, подпишите то. Да против чего вы протестуете? Почему я должен подписывать? Я вас первый раз вижу! Мы тоже собирали такие подписи 23-30 лет назад. И куда эти подписи делись? Канули в Лету. Надо как-то иначе, в рамках той политической системы, которая сложилась в России, действовать. А они мне отвечает, что "у нас плохая партийно-политическая система, министры-капиталисты".
Они думают, что в других странах нет министров-капиталистов? С Луны что ли свалились? Думаете, что там все хорошо и прекрасно? Отнюдь! Приезжайте в страны Европейского союза, не когда там тепло, красиво и все благоухает, а в мертвый сезон, и посмотрите, как там люди живут. У них там тоже напряженная обстановка, в некоторых случаях все даже хуже, чем в России.
А мы, русские, почему-то протестуем и плачемся, что все плохо. Я вижу, что сейчас и в Москве, и Московской области с каждым годом все становится все лучше, аккуратнее, ухоженнее.
А если вы приедете в хваленые страны Европейского союза, то вы увидите, что в Греции, куда ни поедешь, все показывают: вот это руины такого-то века, вот это руины такого-то, а вот это руины пятидесятилетней давности. Это происходит везде на юге Европы — в Испании, Португалии, Болгарии…
В России тоже идут похожие процессы, но говорить, что в России все плохо, или, как мне дали вчера листовку: "Коррупция — неотъемлемый признак нынешней системы, значит, система не имеет права существовать. Будущее — это мы". Ну как это так? К сожалению, коррупция, откаты и все прочее существуют во всех странах, поэтому говорить, что коррупция есть только в России, что это наш неотъемлемый признак, просто глупо…
Сейчас они заявляют: "Мы молодежь из левого блока! Вступайте в наши ряды". Да кто вы такие? Вы еще ничего в жизни сделали, ничего не знаете, у вас еще нет никакого жизненного опыта, вы студенты первых курсов или рабочая молодежь. Почему я или другие люди должны вступать в вашу систему? И откуда вы знаете, что ваша система лучше?
И опять дежавю — все это было. Это движение в мировой политологии и социологии называется "новые левые". Вспомните 1980 год и Америку, Европу, Францию, часть Великобритании. Там был те же левые, которые заявляли, что "разрушат эту капиталистическую систему" и "построят новый мир"… А у нас это все было еще 100 лет назад. Мы все это проходили в гораздо более страшных, разрушительных и убийственных масштабах. Не надо идти этим путем.