Тема с рассекречиванием архивов органов государственной безопасности в России возникает регулярно. Демократической общественности не дает покоя опыт стран Восточной Европы, где такие архивы давно рассекречены, а карьеры и жизни людей ломаются до сих пор.
На днях в одном из популярных политических телеграм-каналов (этот мессенждер сейчас стал основным поставщиком разного рода "инсайдов") появилась информация, что непосредственно перед 9 мая или сразу после майских праздников будут рассекречены и опубликованы ряд документов ВЧК-НКВД-МГБ, "исторические документы Минобороны и очень много заявлений граждан из московского и питерского архива КГБ". "Часть из них будет касаться весьма известных семей: несколько из единороссов, часть из системной и несистемной оппозиции, кое-кто из предков нынешних бизнесменов", — говорится в сообщении.
Информация достаточно скупая, никаких подробностей грядущего срыва покровов нет — в частности, непонятно, с чего бы вдруг подобное случилось перед девятым мая. Так что вполне может быть, что это не более чем слух.
Хотя если что-то подобное случится, то резонанс наверняка будет. Напомним в связи с этим, что в ноябре прошлого года на сайте общества "Мемориал" была опубликована база данных почти 40 тысяч сотрудников НКВД эпохи "большого террора", на что тогда обратили внимание в Кремле. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, подобные публикации являются весьма чувствительной темой. "Очевидно, что здесь мнения расходятся у многих, существуют диаметрально противоположные точки зрения, причем и те и другие выступают весьма аргументированно", — сказал он.
В апреле 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ о рассекречивании ряда архивных документов. "Речь, насколько я знаю по информации из архивного ведомства, идет о периоде с 1930 по 1989 года. Там есть дела, простите, стукачей — как и невинно репрессированных, с очень интересными фамилиями. Там будут данные о космических и военных разработках, которые уже можно сообщить. Кроме того, рассекречиваются данные о ходе сражений, приказах и полученной развединформации во время Великой Отечественной войны — так же, как и о межгосударственных отношениях в период войны Холодной", — заявил тогда Politonline.ru источник, близкий к Росархиву. "Некоторые документы общество удивят. Собственную историю нужно знать, какой бы она ни была", — добавил он.
А перед этим, в январе того же 2016-го, межведомственная комиссия по защите государственной тайны ответила отказом на петицию с призывом открыть доступ к архивам ВЧК-НКВД-КГБ, которую подписали 60 тысяч человек. Комиссия пришла к выводу, что "эти сведения сохраняют актуальность в настоящее время, поскольку их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, и требуют продления сроков рассекречивания".
То есть очевидно, что решение остается за государством и принимается исходя из его целесообразности. И это правильно: не петициями такие вопросы нужно решать. К слову, в публикации на сайте "Мемориала" ничего секретного не было, никто тайком из архивов листы дел не выносил, рискуя свободой. Во-первых, этот справочник в течение полугода до публикации распространялся на CD-дисках вполне легально. Во-вторых, страница доступна и по сей день, любой желающий может с этой информацией ознакомиться. Вот только ажиотаж по этому поводу как-то быстро схлынул — по той простой причине, что никаких сенсаций не обнаружилось. И стоит заметить, что до тех пор, пока вопрос будет политизирован, спешить с рассекречиванием архивов не стоит.