Обстановка в некоторых российских регионах напоминает закипающий котел, растет социально-экономическая и политическая напряженность. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Они считают, что центры протестной активности переместились из Москвы и Санкт-Петербурга на юг России и Дальний Восток.
В КГИ представили индекс социально-экономической и политической напряженности в стране. Эксперты кудринского центра констатируют умеренное ухудшение общей ситуации в стране. Они считают, что Россия "топчется на месте", при этом власти расходуют оставшиеся резервы на поддержание стабильности, в то время как на проведение жизненно важных реформ их уже не останется.
По данным КГИ, на 1 января этого года регионом с повышенной напряженностью и сочетанием всех видов рисков стал Алтайский край. Он входит в первую группу риска, потому что политический кризис там сочетается с плохими экономическими показателями. Ко второй группе риска относятся Кемеровская, Кировская, Омская, Самарская, Саратовская, Челябинская, Астраханская, Ивановская области, Республика Бурятия, Крым, а также Москва и Севастополь. Нетрудно отметить, что далеко не все из названных регионов находятся на юге России и среди нет ни одного дальневосточного…
Оценки КГИ расходятся с данными социологических опросов. Ранее "Правда.Ру" сообщала об исследовании "Левада-центра", согласно которому две трети граждан нашей страны (точнее, 67 процентов) полагают, что демонстрации и акции протеста неэффективны в плане воздействия на политику властей. Причем в прошлом году тех, кто придерживался подобной точки зрения, было меньше — 60 процентов.
Заместитель исполнительного директора по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов отметил, что исследование КГИ выходит с достаточно существенной временной задержкой по отношению анализируемому периоду (нынешнее посвящено второму полугодию 2016 года. — Ред.).
"Я согласен с выводом, что осенью действительно увеличилось количество проявлений социального протеста в регионах. Но я категорически несогласен с мнением, что выросло число политических акций, связанных с результатами выборов, с законом о декриминализации семейных побоев. Это, на мой взгляд, вывод некорректный, потому что протесты в регионах осенью были связаны с социально-экономической проблематикой", — сказал политолог "Правде.Ру".
Александр Пожалов отметил еще один важный факт: "Акции протеста носят не межрегиональный, не общефедеральный характер — это проявление социального недовольства на уровне конкретных муниципалитетов или конкретных регионов, на которое, как правило, поступает реакция уже на уровне региональной власти".
"Одна из частей исследования основывается на оценке уровня политической конкуренции в регионах. И там есть некая внутренняя предпосылка, что снижение количественных, формальных показателей конкуренции якобы тоже усиливает риски дестабилизации. Эти формальные показатели конкурентности — допустим, представительство оппозиции в региональных парламентах или количество руководящих должностей в региональных парламентах, которые отведены представителям оппозиции, — интересны с точки зрения академических исследований, с точки зрения каких-то общепринятых на Западе объяснительных подходов. Но они напрямую не коррелируют с уровнем социального протеста. Результаты выборов в региональные парламенты, которые прошли в сентябре 2016 года, скорее отражали текущие политические настроения в той ситуации, что оппозиция не смогла предложить какую-то альтернативную программу для избирателя", — отметил Пожалов.
"Этот вывод немножко оторван от реальности. Это скорее вывод академического исследования, не позволяющий прогнозировать реальные дальнейшие события в регионах", — такую оценку Александр Пожалов дал исследованию КГИ.
Скептично оценил доклад и руководитель Департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
"Кудрин и его команда имеют политические цели, это понятно. Говорить о том, что в регионах прямо сейчас все взорвется — разумеется, нельзя. Мы не видим никаких серьезных проявлений социального протеста в регионах. Безусловно, везде ситуация разная. Но говорить о том, что завтра мы увидим социальный взрыв в регионах — я не вижу никаких признаков этого", — сказал эксперт "Правде.Ру".
"Более того, с середины прошлого года мы имеем исправление экономической ситуации в регионах. То есть пик кризиса, по нашим оценкам, пришелся на май-июль 2016 года. Затем последовал подъем социально-экономических настроений. Все индикаторы, которые мы можем мониторить, говорят, что ситуация в стране улучшается. Поэтому заявления, что завтра все взорвется — боюсь, это ближе к политической пропаганде, чем к экономической реальности", — подчеркнул Алексей Зубец.