В море Росса будет создан крупнейший в мире заповедник. Договоренность об этом была достигнута на переговорах в столице австралийского штата Тасмания городе Хобарт. В ней приняли участие делегаты 24 стран, а также представители Евросоюза. Но западная пресса отмечает особую роль России в достижении соглашения.
Дело в том, что наша страна в этом году возглавляла Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ). И именно от мнения России зависело, будет принято решение по созданию заповедника или нет.
Здесь надо сказать, что безоблачным процесс принятия решения отнюдь не был. В прошлом году, например, наша страна заблокировала создание заповедника. Тогда как остальные участники переговоров эту идею поддержали. Но у России были свои аргументы.
Едва ли кто возьмется оспаривать заслуги нашей страны в освоении Антарктиды. Которая, собственно, была открыта двести лет назад российской экспедицией, возглавляли которую Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Наша страна впервые в 1957 году подняла вопрос по статусу континента, Россия обладает самой крупной научной станцией в Антарктиде.
Так в чем же причина того, что Россия отказывалась согласовать создание заповедника? Дьявол, как всегда, в деталях.
Разумеется, и речи не могло быть о том, будто в России не понимают уникальность моря Росса. Которое на данный момент является одной из самых уникальных нетронутых человеком экосистем. Собственно, в этом и дело. У заповедника не было четко определяемого статуса в международном праве. А потому был весьма существенный риск, что каждая из договаривающихся сторон толковала бы его по-своему.
Ну, например, кто-то считает, что речь идет о полном запрете рыболовства, а кто-то полагает, что речь идет только об отдельных видах. То есть речь шла о том, чтобы юристы выработали такое понятие морского заповедника как о международном явлении, а не чьей-то национальной инициативе. Проблема ведь еще и в том, что споры можно вести бесконечно, а моря - в Антарктиде в том числе - нуждаются в защите уже сейчас.
Ну а кроме того, вопросы экологии тесно переплетаются с политикой. Очевидно, что газетные заголовки в духе "Россия блокирует создание заповедника в Антарктиде" отнюдь не побуждают обывателя разобраться, о чем, собственно, идет речь.
Никто ведь не будет вспоминать, что именно по инициативе нашей страны Антарктида стала демилитаризованной зоной. И едва ли кто станет вникать в тот факт, что Россия практически не ведет лова рыбы в этом регионе. В отличие от тех же Соединенных Штатов, где громче всех критиковали позицию нашей страны по заповеднику.
Кстати, это ведь стараниями американских китобоев к началу 30-х годов прошлого века в Антарктиде были практически истреблены синие киты...
В результате наша страна добилась установления международного статуса морского охраняемого района. К слову, американская газета The New York Times отметила ключевую роль спецпредставителя президента России Сергея Иванова в создании заповедника в море Росса.
По данным издания, решение во многом зависело от его позиции по этому вопросу. После назначения Иванова на пост специального представителя по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта в американском издании предполагали, что Москва изменит точку зрения относительно создания охраняемой территории.
Соглашение о ее создании вступит в силу 1 декабря 2017 года. Площадь охраняемой территории в море Росса превысит 1,57 миллиона квадратных километров. Промысел по добыче рыбы будет запрещен на 35 лет, за исключением нескольких специальных зон - но и там он будет проводиться исключительно в научных целях.
В комментариях представителей западных правительств и экологических организаций сейчас много пафосного про "победу", "важную веху" и так далее. В принципе, ничего криминального в том нет - наверное...
Но приведем еще некоторые цифры. В России более 12000 федеральных и региональных охраняемых территорий на суше. Они охватывают более десяти процентов территории страны (1,72 миллиона квадратных километров). Кроме того, в России расположено 34 морских охраняемых района, охватывающих в общей сложности 150 тысяч квадратных километров.
Напомним, что некоторое время назад по инициативе Сергея Иванова к заповеднику "Арктика" была присоединена Земля Франца-Иосифа.
Так что в нашей стране прекрасно знают, в чем значение соглашения по охраняемой территории в море Росса. Ну а пойдет ли на пользу делу присоединение к победному спору - это, мягко говоря, вопрос дискуссионный.