На российском телевидении сейчас вовсю проходят дебаты представителей политических партий, участвующих в выборах. Требование предоставить доступ к ТВ на протяжении длительного времени было весьма популярно среди активистов разного рода несистемных организаций. Мол, нам достаточно одного часа в день - и спустя некоторое, весьма непродолжительное время, страну будет не узнать.
Насчет "не узнать", конечно, вопрос спорный. Но определенное представление об инициативах кандидатов избиратели все же могут составить.
Вот, например, дебаты на телеканале "Россия 24" от 29 августа. В схватке сошлись представители ЛДПР (депутат Госдумы Михаил Дегтярев), "Патриотов России" (Сергей Глотов), Партии роста (третий номер в партийном списке Дмитрий Потапенко) и Андрей Зубов (еще один "номер три" - только партии "Парнас").
Речь в ходе дискуссии зашла о национальной идентичности. Как выяснилось, понимание актуальности проблем у представителей четырех партий совершенно разное.
Михаил Дегтярев призывал не стесняться того, что "русский народ самый большой" (в России, разумеется).
Он также потребовал отменить 282 статью Уголовного кодекса РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Эту тему, впрочем, ЛДПР поднимает постоянно - о ней недавно говорил лидер партии Владимир Жириновский в интервью главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой.
Но самой оригинальной была другая инициатива. "Амнистию давайте проведем, несколько миллионов людей в тюрьме, все они русские, все они активные, сидят за мешок картошки", - призвал Михаил Дегтярев.
Проблема несоразмерности наказаний, конечно, существует. Но в изложении представителя либерал-демократов она является чем-то совсем грандиозным по своим масштабам. Тогда как по данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2016 года общее число уголовно преследуемых россиян составляло 948318 человек. Это и те, кто отбывает наказание в исправительных колониях, и находящиеся под домашним арестом, и отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы (а таковых значилось более 300 тысяч человек).
Для представителя Партии роста проблема национальной идентичности вообще не актуальна, поскольку свыше 22 миллионов человек находятся за чертой бедности. И по мнению Дмитрия Потапенко, идентичность должна быть поддержана "куском хлеба".
А вот профессор Зубов сообщил, чем в первую очередь займутся представители "Парнаса", если окажутся в Госдуме. По его словам, сразу же будет внесен законопроект "о юридической оценке переворота 25 октября 1917 года и разгона Учредительного собрания".
Кроме того, представляемая им партия собирается вернуть отобранную после революции собственность потомкам владельцев. Как подчеркнул Зубов, "это та собственность, которая была захвачена большевиками у десятков миллионов русских граждан".
То ли в "Парнасе" плохо представляют себе масштабность задачи, коль скоро речь идет о "десятках миллионов русских граждан". То ли профессор просто соригинальничал. Что, кстати, характеризует представления Андрея Зубова о проблемах, которые действительно волнуют его соотечественников.
Ну а представитель "Патриотов России" считает необходимым включить в политическую жизнь нашей страны соотечественников за рубежом. "Надо пригласить в наш парламент и придать статус специально приглашенных тем, кто представляет сегодня русскоязычное население за пределами Российской Федерации", - сказал Сергей Глотов.
Идеи звучали оригинальные, но на практике их реализация едва ли возможна. Ну и возвращаясь "к доступу к телевидению" - трудно себе представить, что предложение вернуть "десяткам миллионов русских граждан" дореволюционную собственность актуально для сколько-нибудь заметной части наших сограждан, имеющих право голоса. Так что вполне понятно, почему соратники Андрея Зубова начали разбегаться за несколько недель до голосования.