Бывший посол США в России Майкл Макфол призвал американские власти меньше полагаться на военную силу для распространении демократии за рубежом. А больше — на финансовую поддержку дружественных политических сил. Но и здесь действовать более хитроумно, через посредников.
Причем в качестве примера, экс-посол приводит… Россию.
"Нам нужно искать новые методы противодействия. Кремль стал более умелым в распространении своих идей и поддержке друзей, и мы тоже должны. Нам нужно относиться к распространению демократических идей, прежде всего, как к проекту в сфере образования и почти никогда как к военной кампании", — говорится в статье Макфола, опубликованной в субботу в газете The New York Times.
Бывший посол вообще крайне опечален тем, что "в последние годы Москве успешно удается представлять в других странах свою точку зрения на происходящие события".
"Самыми лучшими инструментами являются университеты, книги и интернет-сайты, а не 82-я воздушно-десантная дивизия (принимала участие в военных операциях в Ираке и Афганистане — прим.). США могут расширить ресурсы, чтобы рассказывать о демократии", — полагает Макфол.
Интересное замечание насчет финансовой помощи из США. То есть сам факт таковой бывший, напомним, посол, отрицать не пытается. По его мнению, Соединенным Штатам следует быть осторожнее в таких вопросах.
"Прямая финансовая поддержка демократов проблематична, так как денежный чек из американского посольства может запятнать того, кто его получит", — признал Макфол.
"Следующий американский президент должен передать такую помощь в частные руки и способствовать появлению новых независимых фондов. Мы должны выступать за всеобщие права, доступ к интернету и свободное распространение информации, что жизненно важно для независимых СМИ и гражданского общества", — подчеркнул Макфол.
К "новым демократиям", на экономической и политической помощи США следует сосредоточить усилия, Майкл Макфол отнес Мьянму, Тунис и, разумеется, куда же без нее — Украину.
По большому счету, конечно, ничего принципиально нового в статье бывшего посла нет. Стоит напомнить, что до того, как приехать в Москву в 2012 году, в администрации Барака Обамы Макфол занимал пост специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, а также директора по делам России и Евроазиатского региона в Совете национальной безопасности. Потому, собственно, "специалист по России".
Макфол и тогда был известен как сторонник теории "ненасильственного протеста". Он никогда не исключал силового сценария, но гораздо большая ставка делается на мягкую политику продвижения демократии за рубежом, предполагающую в том числе развитие сетевой демократии и негосударственных институтов гражданского общества. Нынешняя статья в The New York Times как раз отстаивает эту линию. И рекомендации, конечно же, в большой степени ориентированы на президента-демократа.
Хотя, конечно же, назначение Майкла Макфола в Россию было одним из самых неудачных решений администрации Обамы. Напомним, одним из первых деяний на новой должности стало приглашение в американское посольство деятелей несистемной оппозиции. Разумеется, можно было бы принять аргумент, что в обязанности посла входит в том числе и общение с представителями гражданского общества. Вот только когда это едва ли не самая первая встреча и "представители" как на подбор со вполне определенной репутацией…
Спустя некоторое время Майкл Макфол даже в сердцах назвал Россию "дикой страной" — из-за того, что российская пресса, по его мнению, уделяла чересчур много внимания его встречам с представителями несистемной оппозиии.
Послом в России Майкл Макфол пробыл более двух лет. "Мы прекрасно помним деятельность посла Макфола в России, по большому счету он проявил абсолютную профессиональную непригодность", — так прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова заявление экс-посла о том, что результаты референдума в Великобритании по выходу из Евросоюза являются результатом победы "внешней политики Владимира Путина".
"Раз этого человека постоянно цитируют американские СМИ и он является, к сожалению, видимо, в отсутствие других, экспертом по российско-американским отношениям, так давайте называть вещи своими именами — он с треском провалил свою дипломатическую миссию", — заявила Захарова.