Анатолий Вассерман, публицист:
— На мой взгляд, нынешний состав Государственной Думы принял заметно больше хороших законов, чем плохих — что можно сказать далеко не о каждом составе нашей Думы. И уже этим он заслужил добрую память. А немалая часть депутатов заслужила переизбрание.
Что мне все-таки меньше всего нравится в работе Думы, это то, что она большей частью все еще находится в плену либеральных теорий. Но это мне понятно, я и сам лет 15 верил в них, и только где-то с середины 2000-х годов начал выбираться из-под этого собрания политических и экономических фантазий. А у большей части депутатов, естественно, меньше времени на отвлеченные размышления над такими проблемами, чем у меня.
Но надеюсь, что в новом составе Думы будет достаточно людей, не входящих в тоталитарную секту либералов. И соответственно, можно будет надеяться, что деятельность нового созыва будет разумнее и здоровее, чем всех предыдущих.
Что же касается того, что мне особенно нравится в деятельности Думы шестого созыва, пожалуй, это в первую очередь блок законов по деофшоризации и решение восстановить смешанную систему выборов — то есть по партийным спискам и по одномандатным округам.
Такая система, как показал опыт деятельности наших разнообразных парламентов, в целом, пожалуй, лучше, поскольку сочетает и возможность организованной деятельности, координируемой на уровне целых партий, и возможность выдвижения свежих людей по разным причинам, не вписывающихся в уже существующие партии.
Мария Арбатова, писатель:
— Среди законов, принятых шестым созывом (Госдумы), лично меня порадовали законы, защищающие права детей. В первую очередь закон Димы Яколева, прекращающий практику торговли сиротами в западные страны при отсутствие контроля за их жизнью и полной безнаказанности усыновителей в случае их гибели.
Также как законопроекты № 953369-6 и № 953398-6, защищающие жертв домашнего насилия, запрещающие закрывать уголовные дела о побоях при примирении сторон. Эти законопроекты особенно важны для детей и женщин, и выведут бытовое насилие из зоны латентных преступлений.
Сюда же отнесу антитабачный закон, запрещающий дымить в лицо ребенку.
Также не может не радовать возвращение прямых выборов губернаторов и изменение в законе о выборах, связанное с тем, что половина депутатов пойдёт по одномандатным округам. Возвращение к этим политическим технологиям даёт возможность выхода из реальной однопартийной системы, снова сложившейся в России.
Радует закон о Крыме и Севастополе, которые по сути всегда были нашими.
Наиболее позорными для страны считаю закон о запрете пропаганды гомосексуализма, демонстрирующий всему миру чудовищную безграмотность парламентариев, не потрудившихся даже узнать, что физиологические особенности не являются предметом пропаганды.
Такой же позор — закон об усилении наказания за нарушения на митингах и регулировании правил проведения массовых акций. По этому закону полиция уже задержала солиста группы Radio Kamerger Семена Лашкина, игравшего на виолончели для слушателей, посчитав это массовой акцией.
Петр Толстой, телеведущий:
— Все законы, которые были приняты — это нормальная текущая деятельность парламента. Были приняты важные поправки и в разные кодексы — и в жилищный, и в семейный, и в лесной кодекс и т. д. Но, конечно, главное событие последних 20 лет — и благодаря ему эта Дума войдет в историю — это возвращение Крыма и Севастополя в Россию. Это событие, я уверен, предопределит и дальнейшее развитие страны на много лет вперед.
Алексей Зудин, член экспертного совета фонда "Институт социально-экономических и политических исследований":
— Я бы выделил три группы (законов). Первое место по значимости, это, конечно, правовое обеспечение воссоединения России и Крыма, как об этом говорил Владимир Путин во время своего выступления в Государственной Думе.
Второй блок законов повышенной значимости — это законы защитного и предупредительного характера, которые были приняты в 2012–2013 годах и были призваны защитить российское общество и государство от рисков и опасностей внутренней дестабилизации. Это как законы, регламентирующие проведение митингов и шествий, так и законы, которые регламентируют западное финансирование российских НКО.
И, наконец, очень большой блок законов — на третьем, но не на последнем месте — который иногда в совокупности называют большой политической реформой. Это законы по реформе российской политической системы, которые были приняты Государственной Думой в период с 2012 по 2014 годы. И которые, в том числе, определяют и те новые правила игры, по которым будет избираться Государственная Дума в этом году.
Исключительно важным итогом работы уходящей Государственной Думы является новое политической качество. Это существенно повысившийся уровень межфракционного сотрудничества. Который, помимо прочего, выразился в том, что чаще стали появляться законы, разработанные совместно представителями различных думских фракций. Нынешняя дума, хотя была избрана в 2011 году, тем не менее, ее можно считать реальным политическим воплощением посткрымского консенсуса.
Аркадий Мамонтов, журналист:
— Ни хорошо, ни отлично, а средне работала Госдума. Надеюсь, что следующая будет более активна, будет более ориентирована защищать не лоббистские интересы отдельных промышленных групп, будет больше уделять внимания качеству законов по защите народа.
Почему я так говорю? Потому что, например, закон "О долевом участии" позволяет с 2015 года отбирать жилье у стариков и людей, которые не сильно сведущи юридически. Я считаю, что это очень плохо.
Надо продумывать законы так, чтобы они защищали простого, обычного человека, чтобы он жил в правовом государстве. И понимал, что власть его защищает. Это первое.
Второе, депутаты должны больше общаться с людьми в регионах. Каждый избиратель — а я с этим сталкивался — должен знать своего депутата, и в любой момент мог обратиться к нему, сказать: "Ты мой слуга, я тебя избрал, помоги мне в таком-то деле". К сожалению, сейчас этого не происходит.
Юрий Куклачев, народный артист России:
— Я считаю, очень важный закон приняли в Думе — о стратегии воспитания. В 1990 году из образовательного процесса убрали слово "воспитание". Кто-то очень "умный".
Как страну развалили — для этого надо уничтожить армию и образование. Армию вы видели, почти уничтожили. Слава Богу, сейчас схватились и стали восстанавливать. И так же с образованием: очень "умный" человек предложил — давайте уберем слово "воспитание", этим пусть занимаются родители, это к школе никакого отношения не имеет. И вы сейчас видите к чему мы пришли — потеряли целое поколение.
Поэтому, я считаю закон о стратегии воспитания очень важным законом, нужным. Хотя еще дорабатывать надо, много есть вопросов. Но хотя бы подняли один из важнейших элементов. Ч
Сейчас снова будут выборы в Думу. Там есть уникальные люди. Я считаю, там уникальный человек — (Иосиф) Кобзон, он очень нужен Думе. Там уникальный человек — (Олег) Смолин. Он человек слепой, но он сердцем видит. А сегодня зрячие смотрят и не видят.
Иосиф Пригожин, продюсер:
— Я вам маленький пример приведу. У меня есть двоюродная сестра. Не всем же быть большими, и не у всех есть возможности зарабатывать. Нужны еще и люди, что называется, рабочий класс. Вот люди попали в ситуацию, связанную с курсами (валют). У моей сестры восемь детей. И эти коллекторы кошмарят ее с утра до ночи. Мне хочется сколотить армию, и прийти с дубинками их долбить. Такое ощущение, что у этих представителей коллекторов нет ни родителей, ни семьи, ни детей, ни родственников, ни друзей.
Ответственность за выплаты по кредитам должна быть, но (заниматься этим должны) не вышибалы, которые угрожают и кошмарят людей. Я тоже не в состоянии, будучи родственником своей сестры, покрывать ее кредиты.
Тут я с Госдумой согласен — ограничить их права, потому что чем они отличаются от бандитов? Я тоже себя готов назначить коллектором. Лучше отмените такие возможности кредита, чем потом людей кошмарить.
Мне бы хотелось, чтобы появилось следующее — охрана прав предпринимателей малого и среднего бизнеса. У меня, слава Богу, таких ситуаций не было. Но мы знаем, что существуют разные формы. Поэтому, должна быть однозначно охрана прав предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Я думаю, что 99 процентов населения не отслеживает все, что делает Госдума. Я думаю, что они очень много законов принимают. В отношении Крыма закон был принят очень быстро. Я хочу, чтобы наши депутаты по древу не растекались, и законы, которые нужны для социального лифта, любых других вещей, связанных с обществом — чтобы также принимались оперативно.
У меня нет никаких пожеланий или просьб в этом смысле. Я могу сказать, что я отношусь к отдельно взятым депутатам и лидерам с большим уважением. Я точно знаю, что это люди, которые любят нашу страну, я точно знаю, что у них есть желание что-то сделать хорошо. Но просто есть люди, которые хотят что-то продвигать быстро, а есть люди, которые не хотят делать быстро.