Дискуссии о юридической правильности, а также политической целесообразности отказа России от приоритета международного права не прекращаются. Председатель КС РФ Валерий Зорькин высказался на этот счет однозначно: наша страна не обязана исполнять международные договоры и конвенции при возникновении правовых коллизий.
"Участие России в международных соглашениях и конвенциях означает лишь то, что Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах. И оставляет за собой суверенное право окончательных решений в соответствии с Конституцией РФ в случае спорных моментов", — отметил он в своем выступлении на международной конференции по вопросам развития конституционной юстиции, которая проходит в Санкт-Петербурге .
Точка в вопросе? Пока нет, поскольку есть в нашей стране люди, которые предпочли бы поставить запятую. Хотя оснований и аргументов для этого у них не так уж и много.
Начнем с краткой истории вопроса. Декабрь 1993 года. Волна демократических преобразований находится на пике. В это время принимается ныне действующая Конституция. И как-то так вышло, что в статью основного закона, идущую за номером 15, скромно затесался четвертый пункт: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Все предельно четко и ясно. Тогдашнее политическое руководство сделало шаг на пути к лишению страны собственного суверенитета. Но в то время об этом всерьез никто не задумывался. Запад казался лучшим другом. А какие могут быть с другом разногласия, тем более по поводу каких-то нескольких строчек в законе. Мелочно.
Тех же, кто еще тогда говорил о смертельной опасности применения пункта на практике, попросту не слушали.
Дальше больше. В 1998 году Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ по международным соглашениям в сфере защиты прав человека. По сути, дорога к возможности отмены любого решения любого российского института власти была открыта. Подчеркнем слово "любого" — от вердикта районного суда до результатов президентских выборов, оглашаемых ЦИК.
Отрезвление стало приходить позже. Ряд западных стран раз за разом демонстрировали, что международные договоры исполняются ими только тогда, когда это политически или экономически обоснованно. Вопросов с течением времени возникало огромное множество. Неудивительно, что вопрос об отмене, или, по крайней мере, некотором ограничении приоритета международного права буквально повисал в воздухе. Однако в течение многих лет все ограничивалось обсуждениями, по большей части, в научной среде. Власть отмалчивалась, предпочитая решения ЕСПЧ и других международных инстанций покорно исполнять.
По мере нарастания конфронтации с Западом разговоры об отмене приоритета международного права перешли в острую необходимость.
В середине прошлого года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин выдвинул смелое предложение — отменить пресловутый пункт Конституции. Предложение было поддержано Конституционным судом и обеими палатами парламента.
До процедуры пересмотра Конституции, в соответствии с которой положение о приоритете международного права можно отменить, дело все-таки не дошло, но и на уровне разговоров не осталось. В декабре президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон, согласно которому Конституционный суд получил право разрешать вопрос о возможности исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), исходя из принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции Российской Федерации.
Либералы всех мастей негодовали. Например, адвокат Сергей Князькин в своем блоге на "Эхе Москвы" написал: "Если Россия считает себя цивилизованной страной, которая интегрирована в международное сообщество покушаться на принцип приоритета норм международного права, который рассматривается только в купе с подписанными международными договорами, безумно и вредно, как для власти, так и для рядовых граждан".
Эмоционально. Но по сути пусто. В современном мире, к сожалению, интересы отдельных стран, их суверенитет, стоят выше интересов мирового сообщества. Ничего пока с этим поделать нельзя. Можно только констатировать. А международные институты, в тех или иных ситуациях, могут быть использованы в качестве инструмента политического влияния одних государств на другие.
Не лишним будет вспомнить и тот факт, что пункт о приоритете международного права появился в Конституциях стран, проигравших по итогам Второй Мировой войны. Нетрудно догадаться, что пункт этот был принят ими, скажем так, не вполне добровольно. Хотя Германия уже от него открестилась. В официальной иерархии нормативно-правовых актов основной закон Федеративной республики стоит выше Конвенции о правах человека. Да и случаев неисполнения решений ЕСПЧ там более чем достаточно.
В США существует весьма, надо сказать, хитрая процедура, согласно которой в спорных случаях ориентир держится на акт, принятый позднее. Соответственно, ничто не мешает принять внутренний закон и отменить действие любого международного договора. Хотя на словах американцы громогласно поддерживают международную правовую систему. Подобная ситуация и во многих других "цивилизованных" странах.
Поэтому стоит ли так переживать по поводу отказа России от приоритета международного права? Думается, что нет. Да и сами международные договоры мы исполнять не отказываемся. "Российские органы власти исходят из того, что участие России в различных международных конвенциях и соглашениях глобального и регионального уровня никак не означает делегирования на этот уровень той или иной части государственного суверенитета России", — отметил глава КС РФ.