Партия "Яблоко" ведет активные переговоры с Алексеем Навальным по вопросу выдвижения общих кандидатов на выборы в Государственную Думу. Речь идет как о федеральном списке, так и об одномандатных округах.
Такой вот ход конем… Сенсация — особенно на фоне бесславного развала так называемой "Демократической коалиции"? Ну это как сказать — например, собеседник агентства "Интерфакс" утверждает, что переговоры продолжаются уже месяц. То есть фактически они велись за спиной остальных членов коалиции. Прежде всего, касьяновского "Парнаса".
Распад Демкоалиции — закономерный и довольно предсказуемый итог непримиримой грызни за политические дивиденды. А вот что может в нынешних условиях соединить Навального и "Яблоко" — вопрос действительно интересный. Особенно, если принять во внимание долгую историю их, мягко говоря, непростых взаимоотношений.
Напомним, свое восхождение на олимп либеральных небожителей Навальный начинал в качестве как раз таки "яблочника". Еще в 2000 году амбициозный юноша подал заявку на вступление в партию. Карьера развивалась стремительно. Поначалу Навальный скромно работал на региональных выборах. Митинги организовывал, был активистом мобильных юридических групп, выявлявших нарушения в ходе голосования.
Но работал так хорошо, что спустя всего два года был избран в политсовет московского отделения партии. В 2003 ему доверили руководить думской кампанией в столице. Чуть позже Навальный возглавил аппарат отделения, став заместителем Сергея Митрохина. И в 2006 году, по совокупности всех заслуг, был "рукоположен" в сан члена федерального политического совета.
Казалось бы, что еще нужно? Но амбиции не уместились в плотную кожуру "яблочной" партии. Навального исключили из её рядов в 2007 году. При этом с весьма нелицеприятной для любого уважаемого либерала формулировкой: "за национализм".
И ведь было за что. Мало кто сейчас помнит, но в те годы Навальный пробовал себя и на этой ниве политического поля, став сопредседателем "национал-демократического" движения "Народ". И сам себя в то время величал "национал-демократом" и клеймил "патлатых чабанов" на Манежной площади в Москве.
После 2007 года отношения Навального и "Яблоко" последовательно ухудшались. В 2013 году была довольно жесткая конфронтация во время выборов мэра Москвы. Чего там только не было. И взаимных обвинений в предательстве, в попытках подкупа, заискивании к партии власти.
А осенью прошлого года Люблинский суд Москвы удовлетворил иск о защите чести и достоинства партии "Яблоко" к Навальному. И его обязали опровергнуть порочащую информацию. "Яблочники" еще и миллион рублей требовали, но в последний момент отказались от материальных претензий.
В чем там была суть? Сам Навальный довольно красочно описал ситуацию в статье на своем сайте. Вот несколько выдержек из нее:
— "Демократическая партия "ЯБЛОКО" радостно включилась в кампанию "взыскиваем с Навального крупные денежные суммы, чтобы не дать ему работать";
— "Суть искового заявления в следующем: Яблоку не понравилась фраза из поста "местное "ЯБЛОКО" купил тамошний олигарх, только что вышедший из "Единой России", и оно посвятит свою кампанию мочению нас на деньги этого олигарха. Вот уже начали";
— "Не буду долго обсуждать мурзилоидность "яблочников" — она очевидна".
И вот с этими, по выражению самого Навального, "мурзилоидами", он будет пытаться о чем-то договориться. Надо заметить, что сами переговоры стали возможны после перемен, произошедших в руководстве "Яблока". А ведь еще совсем недавно активисты партии клеймили "Парнас" и Демократическую коалицию в спойлерстве, "сливе протеста"и прочих весьма нехороших вещах.
Возможно ли объединение сейчас? Теоретически, вполне. Навальный нуждается в партии, которая могла бы поддержать кандидатов из его окружения. "Яблоко" тоже вполне может быть заинтересовано в сотрудничестве с Навальным, помня о втором месте, которое он занял на выборах мэра Москвы в 2013 году.
Открытым, правда, остается вопрос, на какие уступки друг другу пойдут "мурзилоиды" и блогер. И в любом случае, даже если союз состоится, он будет исключительно ситуативным и весьма непрочным. Что в дальнейшим сулит обеим сторонам переговорного процесса немало сюрпризов. И, если исходить из истории взаимоотношений, вряд ли приятных.