Как будет складываться политическая ситуация в России в 2016 году? Стоит ли ожидать роста протестных акций? Какие изменения произойдут после выборов в Госдуму и произойдут ли? Мнениями на этот счет с "Правдой.Ру" поделились российские политологи.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:
— Конечно, социальное напряжение будет расти. Это год выборов. Ситуацию будет раскачивать наша уважаемая оппозиция, несистемная ее часть. Системная часть, судя по всему, продолжая критиковать экономическую, социальную политику правительства, встанет на сторону президента. Так что серьезной турбулентности ожидать, конечно, не стоит, но внизу будет полыхать и волноваться.
Несистемная оппозиция будет дальше использовать нелегальные методы борьбы с властями на всех уровнях.
Такое поведение со стороны несистемной оппозиции, конечно, приведет к ее дальнейшей маргинализации. И, к сожалению для них, отлучению от участия в региональных и федеральных выборах. Будет сделана попытка скорее всего организовать что-то типа российского "майдана", но эта попытка не будет успешной.
В общем, будет интересно. И в этой связи, конечно, стоит больше внимания уделять социально-экономическому развитию, модернизации российской экономики. И в конце концов, произвести то самое импортозамещение, о котором так долго говорит наша исполнительная вертикаль.
На внешнеполитическом контуре не ожидается каких-то серьезных изменений, все будет по-прежнему напряженно. Но, судя по всему, Россия довольно эффективно использует слабости западной системы. К сожалению для наших оппонентов, российское руководство, судя по всему, избрало мобилизационную модель. И внешнее давление будет только консолидировать общество. Расчет на то, что страна расколется из-за пармезана или еще чего-то другого, не оправдывается сейчас и не оправдается в будущем.
Первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов:
— Сейчас ситуация такова, что внутреннюю политику отделить от внешней сложновато. Но есть очевидная внутриполитическая доминанта следующего года — это выборы в Государственную Думу. Я думаю, что вокруг этого, собственно, все будет строиться и крутиться. Тем более, теперь у нас выборы проходят раз в пять лет.
До сентября мы все будем в избирательной кампании, с октября будем раздумывать над итогами этой избирательной кампании, над тем, как Дума сформирована.
Тем более, что все-таки партии стараются учесть ошибки прошлых лет. "Единая Россия" обещает полноценные открытые праймериз с участием не только членов партии, но и всех желающих (разделяющих идеология партии — прим.). Думаю, будет любопытно.
Плюс возвращаются выборы в мажоритарных округах - это тоже, безусловно, новая интрига. Это будет достаточно интересная история, потому что много должно быть новых лиц. В этом плане мы уже не будем иметь спокойные стерильные избирательные кампании. Год особенный и особенный этими выборами. И все будет их логике подчиняться.
Конечно, не надо забывать, что у нас в то же время пройдут выборы губернаторов, причем довольно значимых регионов. Плюс разворачивается у нас муниципальная реформа. Во многих регионах меняются правила выбора мэров, соответственно, тоже будем смотреть, как новая система муниципальной власти будет себя проявлять, как будет работать новый механизм ее формирования.
Пока, конечно, в 2016-й год "Единая Россия" входит фаворитом. Но опять же вопрос, как она проявит себя в мажоритарных округах, какие там будут союзники, как она выстроит отношения с Общероссийским народным фронтом. Потому что я не исключаю, например, что ОНФ сумеет поддержать разных кандидатов в мажоритарных округах, которые могут быть даже членами разных партий.
Александр Пожалов, заместитель исполнительного директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" (ИСЭПИ):
— Понятно, что главным внутриполитическим событием следующего года в России будет большая избирательная кампания — это выборы в Государственную Думу, выборы 225 депутатов в одномандатных округах, это выборы в заксобрания почти в половине российских регионов — 38-ми.
Политическое значение этого выборного цикла будет состоять в том, что он даст оценку тем изменениям в политической системе, которые были проведены выборного цикла 2011-2012 годов.
Если дать общий анализ того, как внутриполитическая система подходит к этому выборному циклу, наверное, можно отметить, что всего за несколько лет была существенно обновлена архитектура политической системы, были существенно обновлены или настроены дополнительные политические институты.
Я имею в виду и партийную систему, и систему допуска различных кандидатов, групп общественных интересов на выборы, систему работы власти с гражданским обществом. То есть, произошли очень существенные, солидные изменения. И результат этих изменений мы сможем наблюдать в следующем году.
Задача кадрового обновления стоит перед всеми партиями: и перед "старыми" партиями, и перед новыми игроками на партийном поле, и перед "Единой Россией" как правящей партией. Конечно, именно элемент выборов по одномандатным округам в наибольшей степени обеспечивает социальные лифты в политике, возможность каким-то региональным, муниципальным фигурам, общественным деятелям выдвинуться на первый план на уровне федеральной политики.
Именно с одномандатными округами, конечно, связано ожидание персонального кадрового обновления будущей Госдумы. У нас, в отличие от предыдущего федерального избирательного цикла, будет большое количество партий, которые заинтересованы не только участвовать в федеральной компании, но и заработали уже определенные льготы, квалификацию в заксобрания регионов. В некоторых регионах 13, а то и 18 партий будут участвовать без сбора подписей на выборах в региональные парламенты.
И, таким образом, после избирательного цикла 2016 года мы вполне можем получить партийную систему, в которой будет около десятка, до 15 партий федерального масштаба, которые активно участвуют в выборах федерального уровня и являются федеральными игроками.
Отличительной особенностью партийного поля на выборах в Госдуму в следующем году будет то, что все социальные группы, все ключевые идеологии будут иметь достаточный выбор в избирательном бюллетене. То есть, у нас в избирательных бюллетенях будут присутствовать по несколько партий на каждом из основных идеологических флангов. Не возникает ситуации, когда избирателю не за кого голосовать.
Можно голосовать за партию наиболее близкую по программным позициям, по идеологии, и, одновременно, можно проголосовать за известного тебе и наиболее подходящего конкретного кандидата в своем избирательном округе по месту проживания.
Безусловно, социологические данные свидетельствуют, что имеет место тренд на ухудшение социальных настроений. Это естественный процесс, связанный с продолжительностью социально-экономического кризиса.
Другое дело, что протесты, в частности, уличные, это одна из форм выражения такого недовольства. Как правило, к уличным протестам те или иные социальные группы прибегают в тех случаях, когда у них снижены возможности донести свои проблемы до власти, повлиять на политику власти через какие-то другие формы политического участия.
В частности, если достаточно закрытая, не конкурентная избирательная система. А как раз партийная избирательная система существенно обновилась и стала более открытой для представительств разных групп общественных интересов.
Поэтому, скорее всего, следует ожидать, что-то социальное беспокойство, которое объективно существует и объективно нарастает, в следующем году, прежде всего, будет выражаться в голосовании за различные оппозиционные силы — либо за левую оппозицию, либо партию или кандидатов конкретных дел.
Возможно, и за "Единую Россию", если "Единая Россия" как правящая партия предложит устраивающие эти социальные группы решения. Но в целом, массовых социальных протестов, в том числе, уличных протестов и их перетекание в протесты политические, против системы власти, протесты против выборов, я не жду.
По той причине, что новое качество политической системы, партийно-избирательной системы позволяет большинству тех граждан, кто испытывает недовольство, выразить его через участие в выборах.
Опять же, одним из безусловных успехов в сфере внутренней политики за последние несколько лет является деятельность Общероссийского народного фронта. Который сформировался как состоявшееся мощное и независимое от регионального чиновничества движение, институт и общественного контроля, и коммуникаций с различными профессиональными социальными группами. Участие в деятельности ОНФ, в том числе, по проектам общественного контроля за чиновничеством, по обсуждению реальной социальной проблематики — это тоже одна из форм общественно-политического участия, которая может удерживать рост непосредственно уличных протестов.
Будут, конечно, попытки разных политических партий по мере приближения выборов оседлать то или иное социальное недовольство, запустить кампанию протеста. Очевидно, что КПРФ начнет проводить свои традиционные митинги за отставку правительства. Но, это будет, скорее, традиционная партийная активность с очень ограниченным количеством участников.
Возможно, попробуют провести такого рода политические акции в городах-миллионниках в ходе кампании "Демократической коалиции". Но это, опять же, не будет работа с социальным протестом. Политические акции не будут отражать реальную социальную проблематику, которая волнует большинство россиян.