После "кризиса-2011": Что изменилось в России за четыре года

В наступающем году в России пройдут выборы в Государственную думу. Сейчас некоторые вещи в политической жизни страны кажутся настолько привычными, что никто уже и не вспоминает, что четыре года назад их просто не было.

Центр Rethinking Russia совместно с ведущими российскими экспертами (среди которых — гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина, директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов и другие) подготовил доклад, в котором речь как раз идет об изменениях с 2011 года.

Во вступлении отмечается, что доклад адресован международным экспертам с целью информирования их о важнейших параметрах российской политической системы и "особенностях электоральной модели". Хотя с его данными, конечно, полезно будет ознакомиться не только иностранцам.

По большому счету, это один из немногих докладов (если не первый), в котором проанализированы изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы. Его авторы напоминают, что выборы в 2011 году обернулись волной политического протеста. По мнению большинства экспертов, таким образом был обозначен кризис многих сложившихся к тому моменту в России политических и электоральных практик политической системы.

"За прошедшие четыре года государство, следуя в логике предвыборной программы В. Путина от 2012 года, уделило большое внимание "расшивке" ее узких мест. Сегодня уже можно говорить о том, что Кремль в целом сформировал новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы. Преумноженные количественные индикаторы демократии подкреплены новым уровнем качества регулирования и реализации демократических процедур", — отмечается в докладе.

Его авторы отмечают произошедший за четыре года рост "значений различных количественных показателей, отражающих "объем" и "вес" конкурентных процедур в сфере внутренней политики".

Прошлое и настоящее российских партий

Простой пример: на старте избирательной кампании в Госдуму в 2011 году партия должна была насчитывать не менее 40 тысяч членов. Таковых в то время насчитывалось семь — речь о политических организациях, отвечавших требованиям тогдашнего законодательства.

В настоящее время по закону в партии требуется не менее 500 человек. Право участвовать в выборах имеют 74 общенациональных партии — то есть тех, чьи отделения зарегистрированы в половине субъектов РФ. Вообще же в России на декабрь 2015 года насчитывалось 77 партий, прошедших регистрацию в минюсте. Разницу с данными четырехлетней давности увидеть нетрудно.

См. также: Ремизов: Законопроект об упрощенной регистрации партий не вызывает нареканий

Конечно, далеко не все из этих партий примут участие в выборах. Но тут вопрос скорее об их дееспособности. Ведь в 2011 году без сбора подписей избирателей в думских выборах могли участвовать только четыре партии. Они должны были или иметь представителей в Госдуме, или же как минимум в заксобраниях 28 регионах (что по факту не означало никакой разницы).

Сейчас правом участия в выборах без сбора подписей обладают 14 партий. Те же парламентские; партии, получившие не менее трех процентов на выборах в Госдуму в 2011 году; партии, хотя бы один представитель которых является депутатом хотя бы одного регионального заксобрания.

Что случилось с выборами

Если прошлые выборы проходили исключительно по партийным спискам, то половина депутатов следующего состава Госдумы будет избрана по одномандатным округам.

"К выборам 2016 года внутриполитическая система стала более вариативной и ориентированной на особенности 85 российских регионов, приобрела четкие и прозрачные правила в тех сферах общественной жизни, которые ранее оставались на периферии внимания власти (например, интернет, общественный контроль, безопасность уличной политики), открылась для новых лиц, групп общественных интересов и носителей содержательных идей", — отмечают эксперты.

См. также: Шанс для новых партий

Не стоит забывать, что в единый день голосования в сентябре 2016 года пройдут не только федеральные, но также региональные и муниципальные выборы. Четыре года назад все семь партий зарегистрировали своих кандидатов.

А в единый день голосования в этом году — 55 партий выдвинули кандидатов или списки. Из них 36 участвовали в выборах депутатов заксобраний и органов муниципального управления по партийным спискам; 40 — по мажоритарным округам. Также 27 партий выдвигали кандидатов для участия в выборах губернаторов или глав муниципальных образований.

Как менялись губернаторы

Вот на теме губернаторских выборов стоит остановиться отдельно. Четыре года назад губернаторов утверждали региональные законодательные собрания по кандидатурам, предложенным президентом России. В докладе отмечается, что опыт успешных выборов (любого уровня) перед избирательной кампанией был только у 40 губернаторов из 83.

См. также: Политолог: общество стало более требовательным к выборам

"В 2016 году перед выборами в Госдуму уже 79 процентов губернаторского корпуса (67 из 85 действующих губернаторов) имеют историю электорального успеха в своем регионе. В том числе 61 губернатор избран в 20123–2015 гг. на прямых выборах. Всего прямые выборы предусмотрены в 75 субъектах РФ из 85", — подчеркивается в исследовании.

Парламентская оппозиция — вчера и сегодня

Еще один момент, на который обратили внимание эксперты. Перед выборами 2011 года представители парламентской оппозиции возглавляли шесть думских комитетов из 32, хотя и располагала третью депутатских мандатов. Перед выборами-2016 половину думских комитетов возглавляли депутаты от ЛДПР, "Справедливой России" или КПРФ.

Кроме того, все три оппозиционные парламентские партии имеют представителей в Совете Федерации (тогда как в 2011 году из верхней палаты парламента был отозван единственный оппозиционер — лидер "Справедливой России" Сергей Миронов).

Государство и "третий сектор"

Эксперты также отмечают рост внимания со стороны государства к некоммерческим организациям — как его еще называют "третьему сектору" (первые два — это власть и бизнес). В 2011 году только девять видов деятельности социально ориентированных НКО давали право на получение дополнительной поддержки со стороны органов госвласти и муниципального самоуправления.

См. также: НКО предлагают стать человечнее

В 2016 году таких видов деятельности будет уже 17. В текущем году по линии президентских грантов некоммерческим организациям было выделено более 4,2 миллиардов рублей.

"Даны поручения по выделению нового правового статуса социальных НКО — "исполнитель общественно полезных услуг" (аналог зарубежного статуса "НКО повышенной общественной пользы") и предоставлению им налоговых и имущественных льгот.

С 2016 года НКО будут получать до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы полноценно участвовать в оказании социальных услуг на местах наряду с бюджетными учреждениями", — отмечается в докладе.

А что же будет дальше?

Собственно, теперь дело за партиями — доказывать свою состоятельность. Власть свою работу выполнила. По крайней мере, большую ее часть — какие-то дополнения и изменения всегда возможны, жизнь не стоит на месте. Как показал сентябрьский единый день голосования (да и по опыту предыдущих лет), с "доказательствами состоятельности" могут быть проблемы.

См. также: Многие российские партии не знают о возможностях, которые есть по закону - политолог

Например, в той части, что касается выборов по партийным спискам. Здесь эксперты серьезно сомневаются в возможностях "новых" партий конкурировать со "старыми".

Впрочем, есть шансы побороться в одномандатных округах. По крайней мере, представители непарламентских партий не делают тайны из того, что рассчитывают добиться результатов именно таким образом.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru