Некоммерческим организациям - иностранным агентам могут запретить выдвигать представителей в общественные наблюдательные комиссии (ОНК). По этому поводу в стане профессиональных правозащитников разразилась небольшая буря. С эмоциями и прогнозами о неизбежной немощи наблюдательных комиссий.
Напомним историю вопроса. В середине октября этого года депутат Госдумы Дмитрий Гудков направил в правительство запрос относительно участия представителей НКО-иноагентов в деятельности наблюдательных комиссий. При этом он сослался на информацию, что комиссия кабинета министров по законопроектной деятельности уже одобрила соответствующий документ, сообщает "Независимая газета".
В ответе министерства юстиции на депутатский запрос отмечается, что это предложение не противоречит решению Конституционного суда (принято в апреле 2014 года), которое гласит, что статус иноагентов не устанавливает ограничений для некоммерческих организаций.
"Норма не нарушает права и свободы граждан, поскольку право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений не являются абсолютными и согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в конституционно значимых целях", - говорится в ответе минюста.
Ведомство также упоминает международные акты - Всеобщую декларацию прав человека (пункт 2 статьи 29), Международный пакт о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 22) и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (пункт 2 статьи 11).
Члены общественных наблюдательных комиссий имеют право без каких-либо препятствий посещать колонии, тюрьмы и следственные изоляторы, общаться с заключенными, принимать их жалобы.
Переформирование их состава должно произойти в следующем году. В связи с чем член московской ОНК Валерий Борщев заявил, что "в следующем созыве мы получим очень ослабленные ОНК, а во многих случаях профанацию".
В качестве примера он назвал московскую комиссию, откуда "уйдет костяк, останутся те люди, которые к правозащитному движению имеют касательное отношение, в том числе провластные правозащитники и бывшие силовики, которые борются с правозащитниками, демонстрируют имитацию общественного контроля и его дискредитацию".
А вообще ситуацию с представителями НКО-иноагентов, по его мнению, это "задумка силовых структур по разрушению общественного контроля".
Впрочем, глава столичной ОНК Антон Цветков считает, что для начала стоит понять, какое количество людей может затронуть это нововведение.
"Этот вопрос требует обсуждения с правозащитным сообществом, с экспертами. Надо понять какое количество (НКО)-иностранных агентов выдвигает своих кандидатов в ОНК", - сказал он "Правде.Ру".
Хотя, по большому счету, повторяется ситуация двухгодичной давности. Когда некоторые правозащитники выражали недовольство тем, что их не избирают на руководящие посты в общественных наблюдательных комиссиях и заявляли о "рейдерском захвате ОНК".
Едва ли не громче всех, к слову, возмущался Валерий Борщев, который до той поры руководил как раз столичной наблюдательной комиссией.
Тогда он утверждал, что московская общественная наблюдательная комиссия после перестановок в руководстве недееспособна и вообще может быть поставлен вопрос о ее роспуске. А вновь сформированные советы будут отстаивать мнение администраций исправительных учреждений.
Теперь нашелся новый повод для претензий - ровно с теми же выводами, кому возможные перемены могут быть выгодны...
Прошедшие два года, в общем, продемонстрировали, что никакого паралича деятельности ОНК не случилось. Что, конечно, не избавляет некоторое число профессиональных правозащитников от волнений за свою востребованность.
Особенно когда по итогам "аудита" их деятельности в тех же наблюдательных комиссиях выясняются интересные вещи. Не имеющие никакого отношения к правозащите.