Протесты дальнобойщиков: Россию опять пугают "бунтом"

Забастовка дальнобойщиков может привести к пустым прилавкам сетевых магазинов. Это пугают не дальнобойщики, а сами ритейлеры. Хотя и водители большегрузов тоже не отстают. Мол, вы с нас плату за проезд, а в результате цены вырастут на все. И вот когда подорожает макароны с рисом, тогда бастовать будет вся страна.

Что, и в самом деле вот оно, началось? Ведь сколько раз за прошедшие годы разного рода "борцы с режимом" предрекали России массовые акции протеста - по экономическим причинам в том числе и даже прежде всего. Правда, подразумевалось, что "борцы"-то как раз плодами этих протестов и воспользуются.

Но не в этом случае, поскольку так называемые "лидеры мнений" из числа критически настроенной либеральной интеллигенции не предполагали вероятность подобных акций. Проспали, проще говоря. Как всегда.

Хотя, конечно же, для этого нужно быть в курсе вопроса. А это уже слишком большое требование.

Но вернемся к основной теме.

С 15 ноября за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 тонн будет взиматься плата за проезд. Система, которая будет контролировать процесс, получила название "Платон". Водители обязаны установить ее счетчики.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 10 ноября подписал постановление правительства, согласно которому размер платы, взимаемой с большегрузов, до 29 февраля 2016 года будет составлять 1,53 рубля за километр, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го он составит 3,06 рублей на один километр проезда по федеральным трассам.

Вообще говоря, это ниже, чем предполагалось изначально. Причем решение о введении платы было принято более двух лет назад, в июне 2013 года. По первоначальному плану, платить надо было 3,5 рубля за километр (потом размер платы был увеличен до 3,73 рубля — с учетом инфляции за 2013 год). Ввести эти правила предполагалось с 1 ноября 2014 года, затем начало их действия перенесли на 15 ноября 2015 года.

Аргумент для введения платы простой — коль скоро большегрузы наносят самый серьезный ущерб покрытию дорог, то и платить их владельцы должны пропорционально. Например, в Германии плата составляет от 14 до 29 евроцентов за километр, во Франции — от 11 до 15,5 евроцентов.

На конец 2014 года в России было зарегистрировано 55 миллионов автомобилей, большегрузов из них полтора миллиона — то есть менее четырех процентов от общего числа. Но при этом на их долю приходится 56 процентов ущерба, которые причиняюся дорогам. Есть, например, такой подсчет — один проезд 12-тонного грузовика оказывает на асфальтовое покрытие дороги такой же эффект, как 40 тысяч проездов легкового автомобиля.

И, кстати, закон, регулирующий оплату за ущерб дорожному покрытию, был принят еще четыре года назад.

Но, как заметил министр транспорта Максим Соколов, комментируя нынешние акции протеста, "как всегда у нас снег выпадает неожиданно".

"Так и здесь получилось, что многие из частных в основном автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятое и фактически реализованное решение", — отметил он в эфире телеканала "Россия 24".

Что же касается аргумента насчет неизбежности роста цен… Доля перевозимых большегрузами продуктов питания — 8,5 процентов. Основной объем перевозимых грузов составляют песок, щебень и другие стройматериалы.

Хотя, конечно же, как показывает практика, запущенный слух вполне может оказаться "аргументом" для повышения цен. И, что характерно, на прежний уровень они не возвращаются. Даже если очень быстро становится понятно, что обоснование для переписывания ценников — полная ерунда.

А тем временем в Госдуму внесен законопроект, авторы которого — депутаты Оксана Дмитриева, Иван Грачев, Андрей Крутов и Наталья Петухова — предлагают отложить на три года введение сбора для грузовиков. Они объясняют целесообразность такого шага еще и тем, что значительная часть большегрузов приобретена в кредит, а потому может быть поставлен под угрозу график платежей банкам.

Правда, тут не совсем понятно, о ком больше заботы — то ли о банкирах, то ли о дальнобойщиках. И, опять-таки, если еще раз процитировать министра транспорта, то снег выпал неожиданно и для авторов законопроекта. Что мешало им обратить внимание на проблему (а ведь это проблема по их мнению) раньше, а не когда стали поступать сообщениях о протестах водителей большегрузов?

Кстати, стоит обратить внимание, депутаты не возражают против введения платы как таковой. Просто предлагают ее отложить.

Масштаб протестов дальнобойщиков оценить затруднительно. То есть понятно, несложно сказать, что они охватили всю страну от Петрозаводска до Новосибирска. Но реально, сколько протестовало? Зарегистрировано, напомним, полтора миллиона автомобилей-большегрузов. В сообщениях об акциях протестов фигурируют сотни — со всей страны.

Кстати, коль скоро упоминался европейский опыт. Да и не только европейский. Акции протеста дальнобойщиков в той же Бразилии - дело вполне обыденное.

А во Франции, например, пару лет назад водители большегрузов перекрывали дороги в знак протеста против введения экологического налога. Это к вопросу о трепетном отношении европейцев к состоянию окружающей среды… Трепетное оно ровно до тех пор, пока дело не касается кошельков заинтересованных сторон.

А причина еще одного выступления водителей в той же Франции для нас и вовсе экзотическая — водители, работающие в крупных компаниях, протестовали против разрешения их коллегам-частникам работать более 48 часов установленных законом.

Как правило, подобные (и многие другие) вопросы решаются путем переговоров властей и профсоюзов, которые обычно и выступают организаторами подобных акций. О необходимости поиска компромисса заявил в пятницу и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

"Этот вопрос держится в поле внимания соответствующих ведомств, минтранса. И собственно минтранс прилагает все усилия, чтобы найти необходимые компромиссы, проявляет максимальную гибкость. Конечно, гибкость должна в данном случае демонстрироваться всеми", — отметил он.

Будет ли этот призыв услышан? Это было бы самым разумным. Ведь продолжение "бунта до победы" едва ли в интересах самих участников подобных акций. Которых в противном случае попросту вытеснят менее эмоциональные, но более расчетливые конкуренты.