Перед демократами фактически стоит задача создания партии с нуля. С таким лозунгом в одном из недавних интервью выступил политолог Александр Кынев, бескомромиссный критик власти и симпатизант демократической коалиции, РПР-Парнас и прочая, и прочая.
Здесь, конечно, уместен вопрос — а чем демократы занимались до сих пор, на что тратили скудные ресурсы (с их слов, другие демократы с этим несогласны), и как так получилось, что по итогам этой деятельности встал вопрос о создании "партии с нуля"?
Впрочем, есть, конечно, вещи настолько очевидные, что даже поклонники Алексея Навального и Ко вынуждены их признавать.
Тот же Кынев, анализируя итоги участия демократической коалиции и РПР-Парнас в недавних выборах, говорит: "В коалицию входит в основном московская публика, у которой столичный опыт, а Россия очень разнообразна — все регионы обладают своими особенностями".
Гм… А не ровно ли то же самое едва ли не хором говорили политологи, когда коалиция только-только разворачивала свою избирательную кампанию? Ведь дело еще даже до так называемых праймериз не дошло.
Напомним, после поражения на выборах в Костроме руководство РПР-Парнас распространило заявление, в котором сообщалось о намерении партии принять участие в парламентских выборах в следующем году. Причем список кандидатов опять-таки должен быть сформирован на основе праймериз. Следовательно, процедура признана эффективной.
Впрочем, все еще может поменяться. Вот, например, екатеринбургский политолог Федор Крашенинников в порядке эксперимента предложил идею сформировать первую тройку парнасовского списка в составе дочери Бориса Немцова Жанны, жены Алексея Навального Юлии и "сына Ходорковского".
Следом возникла идея привлечения в первую тройку Надежды Толоконниковой. Но от катастрофы экспериментатора спасла сама Толоконникова, сообщившая, что "была осуждена и еще 9 лет после освобождения по амнистии не сможет выдвигаться!"
Кстати сказать, идея привлечения людей со стороны посетила не только политолога с Урала. Например, тот же Александр Кынев сожалеет, что в качестве воздействия на настроения пожилых избирателей в Костроме демкоалиция не использовала такой мощный ресурс, как Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова и/или Наталья Фатеева.
Собственно говоря, время есть, можно этот совет взять на вооружение. Правда, трудно себе представить, что Михаил Касьянов добровольно отказывается от места в списке в пользу Жанны Немцовой. Которая, по словам Крашенникова, могла бы согласиться на участие в выборах, не приезжая в Россию. Такой вариант, вне всякого сомнения, залог сокрушительного успеха на выборах…
Параллельно бывший руководитель избирательного штаба демократической коалиции в Костроме Леонид Волков просчитывает варианты участия в думских выборах. И приходит к выводу, что можно было бы сосредоточиться на паре десятков крупных городов. На селе, судя по опыту костромской кампании, шансов у демкоалиции нет от слова "совсем". В малых и средних городах эти шансы, скажем так, призрачны.
"Таким образом, реальные шансы на прохождение барьера появляются у независимой оппозиции только в том случае, когда на своем основном электоральном поле, в крупных городских агломерациях, набирает не менее 25% (а лучше не менее 30%) голосов при хорошей явке. Другими словами, надо собрать около 3.5 млн голосов (это 5% барьер при явке 60%), и при этом по крайней мере 3 млн из них собрать в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и еще нескольких крупных городах", — пишет Волков.
Но чтобы повысить шансы на прохождение в Госдуму, "уже сейчас" необходимо открывать в этих городах штабы. И, по прикидкам соратника Алексея Навального, потребуется не менее 300-400 миллионов рублей, чтобы организовать работу этих штабов на протяжении всего времени до старта избирательной кампании. Ну а там, разумеется, расходы возрастут еще больше.
Таких денег нет и их никто не даст, признает Леонид Волков. Хотя, конечно, есть надежда на "вдруг". Но, прогнозирует он, тогда вероятно вмешательство власти. Которая повесит "гири" на ноги демократической коалиции и не допустит нормальной избирательной кампании.
И в итоге рассуждений Волков задает читателям вопрос: "Каким образом можно было подойти к старту официальной избирательной кампании в июне 2016 года не с нулевым стартовым капиталом, но, при этом, с допуском на выборы?"
Опять "нулевой"… После таких откровений вообще непонятно, зачем демократической коалиции идти на выборы. В избирательной кампании-2015 ее представители едва ли могли пожаловаться на недостаток внимания. А ныне речь идет о "нулевом стартовом капитале" и необходимости партстроительства с чистого листа.
Причем заниматься этим, судя по всему, должны все те же люди. Других-то нет, дефицит кадров. Который за несколько месяцев не восполнишь. Проблемой же годами не занимались, вообще не признавали ее существование.
И вдруг, надо же, "в коалицию в основном входит московская публика", денег нет и никто не даст (но — опять жже — вдруг?!) и тому подобные откровения.
Поневоле начнешь надеяться на "сына Ходорковского". Ну а в самом деле, что еще остается?
Читайте также:
"Парнас" обвинили в "сливе протеста"