Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не мог остаться в стороне от громких событий последних дней.
Речь об условно-досрочном освобождении Евгении Васильевой и двух приговорах — "другороссу" Олегу Миронову и украинскому режиссеру Олегу Сенцову.
Первый получил три года за распыление слезоточивого газа на концерте Андрея Макаревича, второй — 20 лет колонии за подготовку терактов в Крыму.
Впрочем, это повод. Главная мысль, которую Ходорковский доносит до читателей — "граждане России имеют полное право не соблюдать неправовые, несправедливые законы".
"Соотношение закона и права — дискуссия, которая довольно долго ведется во многих странах, и в целом по этому вопросу давно выработан консенсус. Если закон несправедлив, он не соответствует праву, и значит, у граждан есть право не соблюдать его. В конце концов, геноцид в нацистской Германии тоже осуществлялся по закону, но кто решится осуждать тех немцев, которые шли против и отказывались эти законы соблюдать?", — рассуждает бывший олигарх.
Конечно, едва ли он (ну или человек, этот текст написавший) не осознает, что сравнение с нацистской Германией по меньшей мере оскорбительно для граждан государства, миллионы жителей которого погибли в войне с гитлеровцами.
В подобном духе высказывались некоторые западные политики и общественные деятели. В их случае остается только развести руками, ну и может быть покрутить пальцем у виска.
Но ведь Ходорковский адресует свои послания российским гражданам, в первую очередь, не так ли? Он-то на какую реакцию рассчитывает после таких пассажей?
Обратимся к конкретике — какие же именно законы можно не соблюдать? Во-первых, "закон Димы Яковлева" — о запрете на усыновление российских детей американскими гражданами. Мол, сироты-инвалиды лишены будущего и обречены на прозябание в российских детдомах.
Это, конечно же, проблема. Вот только решать ее должно в первую очередь российское общество, а не ждать, пока из Америки приедут добрые дядюшки и тетушки и заберут всех сирот-инвалидов. Как бы пафосно это не звучало, но это действительно так.
И, кстати сказать, Михаил Ходорковский и его экс-компаньоны по ЮКОСу могли бы оказать в этом деле достаточно весомую помощь. Хотя бы финансовую.
Или же детей надо переправлять в Америку нелегально — это ведь оправданно будет по причине несогласия с законом?
Еще один закон, не соблюдать которой бывший олигарх призывает соотечественников (ведь соотечественников же?), о продуктах, попавших под санкции.
Здесь, правда, Михаил Борисович дал маху — для личного потребления везти эти продукты никто не запрещал. А везти сыр из Италии десятками или сотнями килограммов — это уже контрабанда. Она и раньше таковой бы была, еще до санкций/антисанкций.
Третий пример — о праве обходить блокировки Роскомнадзора. Ее действительно обойти несложно. Об этом и инструкций полно, да и в поисковиках многое сохраняется — на что "Правда.Ру" уже неоднократно обращала внимание. Но является ли это еще одним поводом призывать к несоблюдению российских законов человеком, который проживает в Швейцарии?
Места праву в российской правоохранительной системе не осталось, сообщает Михаил Ходорковский. "Вне зависимости от наших политических взглядов, мы все как общество остро нуждаемся в государстве, которое способно принимать понятные, правовые и справедливые законы. В государстве, которое само будет соблюдать эти законы, а не использовать их в качестве дубинки против неугодных", — пишет бывший олигарх.
Что мешало ему в свое время соблюдать законы, а не обосновывать правомерность использования термина "скважинная жидкость" в документах? Вопрос риторический. Ну и, конечно, дело прошлое, кто старое помянет и все такое прочее…
Но проблема в том, что если сейчас Михаилу Ходорковскому не нравится российская правоохранительная система, то это не означает ее неэффективность.
И, конечно, едва ли можно забыть не столь уж давнее российское прошлое, когда бывший глава ЮКОСа еще не был "бывшим". Ведь в те времена про "российскую правоохранительную систему" очень модно было говорить только в уничижительном тоне.
Но проблем с хамоном действительно не было, факт. Пусть почти никто тогда в России и не знал, что это такое.
Читайте также:
Из Швейцарии с заботой: Ходорковский пообещал России новый проект