Демократическая коалиция продолжает поход в законодательные собрания трех российских областей — Калужской, Костромской и Новосибирской. В принципе, есть еще и Магадан, но там участие в выборах сводится к "эксперименту".
Скандалы с праймериз остались в прошлом. Хотя, конечно, в "прошлом" в данном случае понятие относительное — негатив будет сказываться на ходе всей избирательной кампании кандидатов от Демократической коалиции.
Которые теперь занимаются сбором подписей. Процесс этот близок к завершению в Новосибирской области. Здесь автографы избирателей нужно сдать до 19 июля. И собрать их надо как минимум более 11 тысяч. В Калуге и Костроме — в два раза меньше. И там подписи нужно передать в избиркомы до 29 июля.
То есть времени еще остается с запасом. И если верить счетчикам на сайте Демократической коалиции, фиксирующих количество собранных подписей, проблем со сбором за оставшиеся две недели быть не должно.
Впрочем, нет их и в Новосибирской области — опять же, если верить заявлениям представителей коалиции. Руководитель ее штаба Леонид Волков отрапортовал еще в минувший понедельник, что уже собраны более 15 тысяч подписей. То есть с большим запасом — на случай излишней придирчивости избиркома.
Правда, спустя пару дней тот же Волков разоблачил козни новосибирских властей, внедривших коварную схему дискредитации активистов демократической коалиции.
По его словам, собирать подписи устроились несколько человек, нанятых мэрией. Они намеренно вносят в паспортные данные избирателей, меняя в них одну цифру. За каждую испорченную таким образом подпись они получают по 250 рублей в мэрии Новосибирска. В демкоалиции, к слову, за подпись платят по 150 рублей.
Измененные таким образом подписи впоследствии забракует избирком. А если их будет более 10 процентов, до кандидатов коалиции не допустят до участия в выборах.
Надо заметить, что из заявления Волкова не очень понятно, выведены ли махинаторы на чистую воду или продолжают вредить креативной молодежи. По словам руководителя штаба, выявлена целая сеть, для чего даже был задействован графолог. Теперь коалиционер угрожает им тюрьмой, но из его слов не очень понятно, продолжается ли борьба или все саботажники нейтрализованы.
Хотя, казалось бы, чего так нервничать? Подписей-то надо 11,7 тысяч, а на утро понедельника их уже было более 15 тысяч. Плюс еще целая рабочая неделя в запасе. В два раза можно запас перекрыть. Вроде бы…
Здесь, правда, имеется некая загвоздка, которая в принципе может объяснит эту историю с поддельными сборщиками подписей. Дело в том, что сам процесс по сбору начался 19 июня. За три недели, до 8 июля, было собрано около 10 тысяч подписей. А затем — за пять дней — удалось набрать еще пять тысяч.
Конечно, может и волонтеров стало больше, да и вообще жареный петух клюнул… Но подобные темпы не могут не впечатлять.
Хотя окончательные выводы можно будет сделать к моменту подачи подписей — то есть к 18 июля. Но если посмотреть на тот же коалиционный счетчик собранных подписей по Новосибирску, то за три дня — с понедельника по четверг — прибавилось менее полутора тысяч подписей. Не удалось поддержать темп, набранный в предыдущие дни.
Рядовые участники процесса деляться своими впечатлениями в социальных сетях. У одних все хорошо: "Увидела объявление в интернете и подумала, что сбор подписей — неплохой способ заработать. Работаю две недели, собрала уже 80 подписей. Иногда открывают двери и начинают заваливать вопросами. Самое трудное — убедить человека, что его данные не будут использоваться в корыстных целях. Но при наличии документов из штаба становится гораздо проще. Для поднятия настроения я обычно пою песни. Это помогает снять напряжение после грубых отказов. Мне кажется, эта работа очень полезна и учит находить общий язык с людьми".
А вот другим позитивный настрой и пение песен не помогают: "Проблемы начались с момента "Зайти в подъезд с домофоном". Первые четыре раза я звонила в квартиры и честно представлялась сборщиком подписей, кратко пытаясь объяснить ситуацию. В трёх квартирах молча повесили трубку, в одной — довольно жёстко попросили их не беспокоить. Немного изменив "правилам", я позвонила в пятую квартиру, резко сказала "почта", и мне без лишних вопросов открыли дверь. Начав делать поквартирный обход я сначала воспринимала отказы в свой адрес как отсутствие опыта и может быть моей уверенности, затем я начала замечать, что отказы и негатив как правило происходят не с самого начала диалога, а ровно с того момента как жители (если они до этого пошли на диалог) узнают кандидатов и партию за которую идёт сбор подписей". Решив, что дело того не стоит, автор этой записи предпочла больше с подписями не связываться.
Похоже, что впереди нас ждет еще одна порция скандалов — только на этот раз связанная с подписями. Отсюда и заявления о "подписях с запасом", и некие "саботажники из мэрии"… Вообще говоря, обычное дело — соломка стелется загодя, дабы возможную неудачу свалить исключительно на "происки властей".
Здесь, кстати, можно было бы вспомнить опыт Михаила Касьянова, одного из лидеров Демократической коалиции. В 2008 году он собирался принять участие в президентских выборах. Ему также было необходимо собрать подписи в поддержку. Правда, несоизмеримо больше — более двух миллионов по всей стране.
Задача, как выяснилось, оказалось невыполнимой. Дело закончилось несколькими уголовными делами для сборщиков подписей, занимавшихся их "рисованием". И реальными сроками.
Хотя поначалу Михаил Касьянов и его окружение с надрывом рассказывали о препятствиях и препонах, им чинимых.
Но в том случае хотя бы можно было сетовать на количество подписей (хотя Михаил Касьянов страной собирался руководить, а не сельсоветом).
Но хоть в нынешнем случае эти цифры даже сравнивать неудобно, претензии все те же.
Неоднократно упоминавшийся Леонид Волков, рассказывая об успехах в нелегком деле, сообщил, что к сбору было привлечено 250 человек, а на оплату их труда и аренду помещения потрачено около 3,5 миллионов рублей.
"Это очень большая сумма, которая не имеет отношения к борьбе идей и электоральной процедуре. Очень жаль, что приходится тратиться, по сути, на бесполезную процедуру", — заявил он.
Население Новосибирской области — более 2,7 млн человек. Собрать нужно 11,7 тыс подписей. В течение месяца. И столько усилий, расходов, сожалений, разоблачений и прочего, и прочего.
Нет только ответа на один вопрос — на что рассчитывают в демократической коалиции, если даже соблюдение минимальных формальностей вызывает такие проблемы.
Читайте также:
Касьянов готов добавить к должности председателя приставку "зиц"