"России пора выйти из-под чужой юрисдикции"

События последнего времени главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова обсуждает с деканом высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталия Третьякова.

— Давайте начнем наш разговор с итогов Санкт-Петербургского экономического форума. Санкции Запад продлил, агрессивность России, судя по звучащим там заявлениям, усиливается. И тем не менее уровень представительства на форуме был высоким, заключены крупные контракты, в том числе и с немецкой компанией "Сименс"…

— Причем эта компания сделала очень хорошее предложение РЖД. Сдвинулся с мертвой точки "Турецкий поток", оформилась договоренность по газопроводу с Грецией. Несмотря на ужесточение международной обстановки, форум оказался очень результативным. Я не экономист и не стал бы преувеличивать его экономическое значение.

Говорю это к тому, что наши экономисты уже много раз дискредитировали себя своими прогнозами и оценками, в том числе того, что происходит с экономикой России, и ее взаимоотношений с Западом. Они внушали людям, что Запад нас ждет, что нам откроют зеленую улицу. Скептики возражали: Запад не альтруист, ему нужно от России подчинение, и если его не будет, никакой золотой дождь не прольется.

Поэтому единственное, что я отметил для себя, выслушав выступление Путина: президент был максимально оптимистично реалистичен, а вот министры, я бы сказал, наоборот.

— Они выглядели в Петербурге грустными?

— Да. Создается впечатление, что министры много говорят о том, что нужно инвестировать, трансформировать, модернизировать, что стране необходимы инновации, но не знают, как все это сделать. Нет у меня к ним доверия.

— А как вы расцениваете прозвучавшее почти в это же время заявление Алексея Кудрина о том, что нам нужно провести досрочные президентские выборы?

— Кудрин говорит, что стране нужна какая-то новая программа реформ. Но что же они не проводились, когда он сам был в правительстве, почему он не инициировал их? Вся программа реформ по Кудрину тогда заключалась в одной-единственной фразе: "Не тратить деньги". Копить и никому не давать. Почему? Потому что все разворуют.

Но стратегия правительства страны не может заключаться только в том, чтобы все складывать в кубышку. Кудрин, безусловно, до сих пор недоволен своей отставкой, хотя, в некотором роде, сам же ее и инициировал. Он, видимо, недоволен и своим бывшим начальником Медведевым, не знаю уж, по какой причине. И безусловно убежден, что его место в правительстве, точнее говоря, в кресле премьера.

Кудрин разработал план какой-то модернизации экономики? Пусть сначала план предложит, потом будем о нем говорить. Современная массовая политика жестока: сегодня тебя помнят, а назавтра забудут.

И история с новой перестройкой и досрочными президентскими выборами это просто напоминание Кудрина российскому обществу о самом себе. Если бы он заявил: "Давайте-ка перенесем выборы начальника ЖЭКа", — кого бы это заинтересовало? А когда речь заходит о Путине это сразу возникает общественный интерес: Кудрин, видимо, что-то замыслил, раз хочет сместить Путина.

Конечно, никакого Путина смещать Кудрин не хочет, зато заставил всех говорить о себе.

То же самое и Горбачев. Кудрин и Горбачев "освятили" своими именами этот доклад, как я полагаю, потому, что Михаил Сергеевич подумывает, кому-бы перепоручить свой фонд. И, вполне возможно, таким человеком может стать Кудрин.

Я в этой истории не понимаю одного: если ты чувствуешь в себе силы: а) руководить правительством России, б) получив этот пост, провести радикальную и эффективную модернизацию экономики целой страны, значит, у тебя должен быть четкий план действий. Опубликуй его, например, в виде 15 четких пунктов. Какой-нибудь малоизвестный экономист, может, и испугается это делать: оглоеды из министерств, чего доброго, перепишут, подпишут собственными фамилиями и принесут Путину, дескать, вот какие мы молодцы.

Но у Кудрина-то идеи никто не украдет, потому что он слишком известный человек для беззастенчивого плагиатора. Он вполне может заявить: "Я считаю, что нужно сделать это, это, это и это, вот моя программа из 15 пунктов. Я готов ее реализовать и гарантирую, что через два года после того, как возглавлю правительство, будет вот такой результат, а через 4 — вот такой".

Дальше уже пусть народ и президент решают, нужен ли стране Кудрин со своим планом или не нужен. Все просто, и все вокруг обсуждали бы его предложения.

— Еще прошла информация, что в президентских выборах собрался поучаствовать Григорий Явлинский.

— Григорий Алексеевич Явлинский при всех своих положительных качествах, интеллигентности, напрочь выпал из области публичного интереса. Думаю, что многие молодые люди вообще не знают, кто это такой. Сегодня если ты не публичный политик, если тебя не показывают по телевидению, ты "исчезаешь" из массового сознания.

Хорошо это или плохо, но таков закон современной политической жизни. Ты можешь как угодно ругать всех и вся, можешь бегать голым по Красной площади, в общем, делать все, чтобы привлечь интерес телевидения, и тогда страна тебя будет знать. А Григория Алексеевича на телевидении мы уже очень давно не видим.

К тому же он трижды участвовал в президентских выборах, и трижды проиграл — не слишком впечатляющий послужной лист. В общем, он поставил перед собой сложную задачу, очень сложную.

— Еще одна злободневная тема — арест российского имущества в Бельгии и Франции по иску бывших акционеров ЮКОСа.

— И застрельщиком выступила маленькая Бельгия. Прием-то известный — сначала выпускают мелкого хулигана, он нарывается на драку, а шобла и главарь стоят где-нибудь в сторонке.

В 1990-е годы под влиянием то ли романтических заблуждений, то ли вынужденных обстоятельств, когда Запад навязывал кредиты, без которых Россия не могла выжить, а государственные бюджеты отсылали сначала на визу в Международный валютный фонд, а только потом спускали в Государственную Думу, Россия вступила во множество европейских организаций, которые создавались без ее участия, а следовательно без учета ее национальных интересов.

Уже тогда, в 1990-е чувствовалось, что что-то здесь не так. Гигантское государство, которое привыкло даже в самые тяжелые времена оставаться максимально независимым, бывшее в ХХ веке одним из двух вершителей судеб на планете, оказалось поставленным фактически под чужую юрисдикцию, когда-то брюссельский, то гаагский, то парижский суды, лондонский трибунал или суд Соединенных Штатов выносили какие-то решения по России.

Но никто и никогда не слышал, чтобы самый-самый, как говорят, "прокремлевский" Басманный суд вынес решение арестовать у нас в стране миллиардные счета какой-нибудь западной фирмы.

Фактически мы сами подвели себя под чужую юрисдикцию, да еще в Конституции прописали приоритет международных законов над российскими, что само по себе нонсенс. Стране пора выйти из-под чужой юрисдикции. Нужно прямо записать в Конституции, что верховенство российских законов на территории России не может быть поставлено под сомнение никаким юридическим или физическим лицом. Это первое.

И второе: международные договоры, соглашения, подписанные Российской Федерацией входят в российское право только после: а) ратификации их российским парламентом, и б) после того, как будет конкретно указано в соответствующем законе, какие пункты из этого договора являются частью российского законодательства. Я не исключаю, что по какому-нибудь англо-саксонскому праву требования к нам в отношении этих полутора миллиардов долларов и справедливы, но меня совсем не интересует англо-саксонское право.

Впрочем, арест счетов и имущества в этой истории не самое главное. То, что это вообще стало возможным, означает гигантский прокол российской власти и Кремля. Я не знаю, как она будет выкручиваться из сложившейся ситуации, а выкручиваться придется: не за горами выборы в Думу, а там, глядишь, подоспеют и президентские выборы.

И кандидатов от "Единой России" избиратели обязательно спросят: "Почему у вас, главных патриотов, ратующих за державность, в стране главенствует не Конституция РФ, а чьи-то другие законы? Почему вы сидите и смотрите на это?"

Читайте также:

"Двойные удары" Запада: чем ответит Россия?

Депутаты запросили мнение КС о применимости решений ЕСПЧ в России

Пугает ли Россию выход из Совета Европы?

Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров

Беседовала