"Универсалов" во власти не бывает

Останутся ли у депутатов "золотые парашюты" и кто им их сейчас раздает? Будут ли, наконец, выполнены майские указы президента? Какие другие актуальные вопросы сейчас стоят на повестке дня Общероссийского народного фронта? Чем он дышит? На эти вопросы в программе "Точка зрения" ответил член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов.

— Активисты Общероссийского народного фронта выявили более двух десятков регионов, в которых местные чиновники озаботились проблемой личных "золотых парашютов". Кто отличился больше всего?

— Все не перечислить, это Дагестан, Еврейская автономная область, Республика Коми, Якутия, некоторые другие. В этих регионах предусмотрены наибольшие компенсации. Подобная практика до недавних пор существовала и в Московской области, но Мособлдума ее отменила. Вообще, вопрос о "парашютах" сегодня находится в компетенции муниципалитетов, субъектов Российской Федерации. Это скорее проблема не юридическая, а этическая. Насколько подобные действия местных чиновников соотносятся, например, с условиями работы врачей, учителей, слесарей, водителей? Ведь последним никто не станет выплачивать, например, десять месячных зарплат, когда они уйдут с работы. Но поскольку эта проблема сегодня начинает будоражить российское общество, мы с коллегами внесли в Государственную думу соответствующий законопроект. Если муниципалитеты добровольно не наведут порядок, Госдума, возможно, примет федеральный закон, который регламентирует подобную деятельность.

Суть наших предложений сводится к следующему: если человек уходит с занимаемой должности на пенсию, он будет получать социальные гарантии, как другие люди, которые проработали, например, на муниципальной службе. Но если тот же депутат в расцвете сил окажется не избранным на следующий срок, он ничего не получит. По нашему мнению, так будет справедливо.

— У всех на слуху также "золотые парашюты" руководителей государственных корпораций. Они сегодня как-нибудь законодательно регулируются?

— Они регулируются, в основном, внутренними нормативными актами компаний. Позиция же правительства по этому вопросу для меня остается неясной, за последние несколько месяцев она трижды менялась. В глазах простых людей это начинает выглядеть, как попытка уклониться от разговора по существу.

— Активность Общероссийского народного фронта вызывает противодействие со стороны "парашютистов"?

— Конечно. Методы, к которым чиновники прибегают, не оригинальны: звонки, угрозы, попытки оказывать давление на людей. Добиться своего у них практически нигде не получается, но они постоянно пробуют нас на прочность.

— Другое важное направление в работе ОНФ — контроль за исполнением майских указов президента. Председатель Центрального штаба Станислав Говорухин говорил, что они исполнены на 23 процента, зачастую формально, на бумаге, а что-то не исполняется вовсе.

— Действительно, с исполнением дела могли бы обстоять лучше. В ближайшее время мы подготовим специальный отчет на эту тему. Однозначный ответ, почему идет пробуксовка, дать нельзя: где-то не хватает выделяемых ресурсов, где-то люди вместо того, чтобы проявить смекалку, идут по проторенным дорожкам. Где-то можно было бы требовательнее относиться к подчиненным, а где-то чиновникам не хватает знаний и навыков.

— О том, что не хватает денег, говорили всегда. И всегда будут говорить. А как повысить профессионализм чиновников?

— Это одна из ключевых проблем. К сожалению, мы видим примеры, когда целыми отраслями народного хозяйства у нас занимаются люди, никакого отношения к ним не имевшие. Это, конечно, дискуссионная тема: должен ли руководитель обладать профессиональными навыками, или ему достаточно быть эдаким "универсальным менеджером". Честно говоря, я плохо себе представляю, как такой "универсал" выберет, например, один из пяти предлагаемых ракетных двигателей. Руководителю все-таки надо разбираться в принципиальных вещах, иметь базовое образование. Особенно это касается промышленности, сельского хозяйства. На мой взгляд, стоило бы тщательнее подходить к подбору и назначению тех или иных управленцев — от них зависит очень многое. Нужны рычаги, чтобы заинтересовать знающих людей в том, чтобы они работали на государство.

Наладить подготовку кадров, в том числе чиновников, которые должны управлять в совершенно новых условиях, — задача не из простых. Но ее необходимо решать: должна вырасти новая плеяда эффективных управленцев. Сколько уже говорено о том, что в стране перебор юристов и экономистов, а когда надо, инженера толкового не найдешь. Безусловно, проведя огромное количество реформ, мы понаделали и ошибок. Но одна из главных российских бед — чрезмерно потребительская позиция граждан по отношению к власти, когда граждане живут сами по себе, а власть сама по себе. Мы все горазды рассуждать о великих свершениях, космических полетах. А когда дело доходит до того, чтобы что-то сделать у себя на заводе, во дворе или на улице… Кто этим должен заниматься? Президент? Мэр Москвы? В самих себе надо что-то менять.

— Над какими задачами будет работать Общероссийский народный фронт в ближайшее время?

— У ОНФ есть несколько направлений деятельности. Это и ЖКХ, и образование, и здравоохранение. Мы стараемся оперативно реагировать на вопросы, которые всем нам задает жизнь. Поэтому я не стал бы что-то выделять в качестве приоритета. Через пару месяцев должен пройти форум, посвященный здравоохранению. Создан Центр экологии и защиты леса. Работаем над темой качества дорог. В общем, стараемся по возможности охватить все сферы жизни. Важно, что ОНФ — структура надпартийная, мы открыты для сотрудничества с любыми общественными движениями и партиями. Если речь идет о каких-то вещах, которые можно сделать вместе, которые полезны для наших людей, для страны, мы всегда готовы к сотрудничеству.

Читайте также:

Россия скоро утонет в мусорных полигонах

Амнистия: толп уголовников на свободе не будет

Владимир Жириновский: Запад нам завидует

Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров

Беседовал