В России создано Федеральное агентство по делам национальностей. Крым, Кавказ, мигранты - какие еще узлы напряжения существуют в России? Об этом разговор в эфире видеоканала Pravda.Ru с Владимиром Зориным, заместителем директора Института этнологии и антропологии РАН, членом президентского совета по межнациональным отношениям.
- Cейчас сокращают расходы бюджета, чиновников... И вдруг создается новое федеральное агентство. С чем это связано?
- Речь идет не о новых чиновничьих местах. Структура по межнациональным отношениям, действительно, очень нужна и важна. Российская Федерация - одна из самых сложных в этническом отношении страна в мире. У нас 193 народа, около 30 национальных субъектов, языков - 277 языков. Конечно, вопросы межнациональных отношений для такой страны имеют исключительно важное значение. Поэтому создание этого ведомства актуально.
Эта тема становится особенно злободневной вследствие обострения международной обстановки, серьезно возросшей межнациональной напряженностью у наших соседей. Проявляется усиленное внимание к этой части нашей внутренней жизни со стороны очень многих "доброжелателей". Из-за рубежа идет серьезная подпитка деструктивных сил, предпринимаются попытки осложнить отношения между нашими народами.
Я не думаю, что создание этого агентства увеличит чиновничий аппарат. Потому что сегодня реально межнациональными отношениями занимаются не менее десятка министерств и ведомств.
Больше всего - министерство культуры, куда эти вопросы были недавно переданы. Далее это - министерство юстиции и Федеральная миграционная служба. Поэтому исключительно новые какие-то штатные запредельные единицы создаваться не будут.
Даже в указе президента (о создании агентства - прим.) написано: "Предусмотреть сохранение кадрового потенциала министерства культуры и министерства юстиции Российской Федерации в целях реализации передаваемых данному агентству функций".
- Какие это функции?
- Это агентство высокого статуса. Оно имеет ряд министерских функций. Его задача обозначена: "Выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики". Отсюда и высокий статус.
Это ведомство не войдет в состав какого-то министерства, а создается непосредственно при правительстве Российской Федерации. Руководитель агентства будет напрямую подчиняться председателю правительства и заместителю председателя правительства.
Главная функция - выработка и реализация национальной политики. Сформулированы следующие задачи: агентство должно будет осуществлять комплекс мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации - российской нации, обеспечением межнационального соглашения, этнокультурного развития народов нашей страны, защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации. Все эти задачи сформулированы в Стратегии государственной национальной политики, утвержденной президентом Российской Федерации два с небольшим годом назад.
Она станет основным доктринальным документом, с которым признано будет работать ФАДН. Оно будет практически реализовывать цели Стратегии госнацполитики. Для этого агентство будет взаимодействовать с национальными культурными автономиями, казачьими сообществами и иными института гражданского общества.
Только национальных культурных автономий более 800 по стране. 60 народов Российской Федерации воспользовались этим законом и имеют национальные культурные автономии разного уровня. На федеральном уровне их - 18, на региональном - 200, на уровне местного самоуправления - еще почти 600.
Есть и различные другие организации, работа с которыми тоже очень важна. Равносторонний треугольник - жесткая геометрическая фигура. Так и здесь - если у нас будет хорошая законодательная база, работоспособный исполнительный орган и институты гражданского общества, их взаимодействие обеспечат мир, стабильность и разрешение возможных конфликтов.
Очень важным механизмом реализации Стратегии являются федеральные целевые программы. Ныне действующая программа в этой сфере решает двуединую задачу - формирование общероссийского гражданского самосознания и этнокультурное развитие народов нашей страны. Есть и другие целевые программы в сфере межнациональных отношений. Например, по поддержке традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Казачьих сообществ и так далее. То есть работы много.
- Как будет организована работа на местах? Будут ли структуры ФАДН организованы в округах, субъектах Федерации?
- Нет. Это обсуждалось на этапе подготовки экспертным сообществом. Пока региональных управлений у ФАДН не будет. Это вопросы и предметы совместного ведения, мы же федеративное государство. Во всех субъектах Федерации есть различного уровня органы, которые курируют эту тему, а по указу президента и глава субъекта отвечает за нее. Я думаю, что на первом этапе главной практической работой должно стать изучение позитивных практик и острых критических ситуаций, то что называется сейчас емким словом мониторинг.
Опять-таки в указе указана функция осуществления государственного мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Это очень важно. Определение возможных точек риска, очагов напряженности в межнациональных отношениях или сквозных областях и сферах, которые могут быть общими для многих регионов или всей страны - одна из важных задач этого ведомства.
- Какие могут возникнуть проблемы?
- Конечно, серьезную напряженность создают отношения между старожильческим населением и вновь прибывшими людьми. Это общая тема для многих мест, куда прибывает сразу много населения. И ситуация может выйти из-под контроля и вспыхнуть, если власти конкретно каждодневно не занимаются этим делом.
- Как вы считаете, московские власти после Бирюлево приняли превентивные меры? В Москве может повториться подобная ситуация?
- Согласно общественному мониторингу, в Москве, Московской области и многих больших городах - ситуация сложная. Нельзя сказать, что власти делают все для того, чтобы такой ситуации не возникало.
Наиболее целенаправленная работа в области гармонизации межнациональных отношений ведется в Поволжских республиках. Сейчас очень высокий уровень этой работы в ряде республик Северного Кавказа, как не удивительно. По федеральной целевой программе выделены субсидии на конкурсной основе. Они выделяются регионам на условии софинансирования.
Москва вообще не подавала такой заявки. Получается, что в столице все в этом отношении прекрасно, у них есть методы и подходы или свои средства.
И таких регионов очень много. Только 41 регион из 85 участвовал в этом процессе.
Конечно, главная проблема сегодня - радикализация молодежи, определенный рост ксенофобских настроений в отношении свой - не свой, чужой - не чужой. Но в Москве с этим все-таки полегче стало.
- Как вы считаете, почему?
- Жизнь научила, примеры соседей перед глазами. Националистом стало быть даже не модно. События на Украине, а до этого в Грузии показали, что это тупиковый путь. Этноцентризм в государственной политике, ориентация на один народ, пусть даже самый большой, неприемлем и разрушителен. Он неминуемо ведет к конфронтации. Но в Российской Федерации, слава Богу, этим не болеют.
Хотя у нас основной народ - русский - более 81 процента. После воссоединения с Крымским полуостровом, численность русских возросла. Также и численность украинцев возросла. Крымских татар у нас было всего 4 тысячи, а теперь - почти 260 тысяч.
Наша палитра национальная очень богата. Но нам важно, чтобы мы знали друг друга, чтобы мы знали культуру. К сожалению, этого еще не хватает. Этим надо заниматься. Большая работа должна вестись от семьи, детского сада до уровня высшего образования. Был момент, когда возобладала западная точка зрения, что межнациональные вопросы должны регулироваться гражданским обществом. Но события по всему миру наглядно показывают, что это совсем не так. У нас особенно остро вопрос встал после событий на Манежной площади.
Недавно об этом сказал и руководитель администрации президента Сергей Иванов. Власти надо очень серьезно и грамотно работать в этом направлении. И постепенно государство начало возвращаться в эту сферу. Был создан совет при президенте по межнациональным отношениям. Он, на мой взгляд, сыграл большую роль. По заседаниям совета президент давал поручения. Но жизнь показала, что они должны прорабатываться и выполняться на правительственном уровне, а там специально органа не было. Теперь будет.
- Владимир Юрьевич, а кто будет заниматься русским народом? Ведь со времен СССР как русским не уделяется практически никакого внимания.
- Это агентство обязательно будет и русским народом заниматься. В Стратегии госнацполитики впервые русский народ рассматривается не только как субъект национальной политики, но и как объект. ФАДН безусловно будет заниматься вопросами социально-экономического развития, этнокультурного развития русского народа. Особенно там, где русские находятся в ситуации этнического меньшинства. Нельзя также забывать, что значит русский народ на протяжении всей истории по своему положению, численности, культуре и всем остальном играет главную роль в формировании российского цивилизованного кода.
Читайте также:
Почему в России жить лучше, чем в Европе
"Русский марш" против "Русской весны"?
Украинцы отнимут рабочие места у таджиков?
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала