Вот уже на протяжении более чем десятилетия вопрос оттока капитала и связанных с этим проблем в отечественной экономике не выходит из стандартного набора пикировок между условными «патриотическим» и«либеральным» лагерями. В кавычки взято по причине крайней политизированности подходов как одной, так и другой стороны, их неспособности взглянуть на проблему не через уютные идеологические очёчки - а, так сказать, в целом.
«Патриоты» и кисельные государственники вопиют, что буржуины, дескать, грабят Россию-матушку и вывозят за кордон народное достояние. Вот только не могут они ответить на вопрос относительно которого любой бизнесмен ломал голову все 1990-е и 2000-е, да и сейчас репу чешет - как сохранить, а главное - куда безопасно инвестировать капитал на Родине.
Не праздный, надо сказать, вопрос, поскольку в России попросту не создана инфраструктура мобилизации консорциумов частного капитала для решения тех или иных крупных инфраструктурных, к примеру, проектов. Государство худо-бедно шевелиться начало последние годы, особенно после экономического жареного петуха, который клюнул в 2008-2009 годы и здорово всех напугал.
Рыночные же ортодоксы напирают на свободу движения капиталов, товаров, людей и услуг. И в этой логике тот факт, что условный Иван Сидоров держит свои средства за рубежом является свидетельством торжества либеральных завоеваний. Ну и еще показателем плохого инвестиционного климата и нежелания определенной когорты наших состоятельных соотечественников отождествлять себя со страной. Страной зарабатывания денег, зачастую вполне себе вахтовым методом.
Тут надо сделать ряд принципиальных замечаний. Во-первых, у нас частенько путают собственно объективный экономический процесс под названием «отток капитала» и размещенные в зарубежных юрисдикциях личные счета представителей бизнес-элиты России.
С оттоком сделать и вправду ничего мы не сможем. Будучи включена в мировую систему разделения труда и являясь составной частью глобального финансового рынка, Россия подвержена таким миграциям капитала, так как это во многом спекулятивные деньги западных инвестиционных и хедж-фондов, инвестбанков и корпораций, портфельные то бишь инвестиции, нолики в электронной биржевой системе. Вот чиновники правительства заявляют, что отток капитала по итогам года составит порядка 100 миллиардов долларов - никто же не думает, что на эту сумму разом продали «заводы, газеты, пароходы», упаковали в чемоданы и потащили через границу.
Во-вторых, мировая же практика показывает, что самые что ни на есть либеральные и демократические страны Западной Европы и Северной Америки прямо-таки железной рукой выковыривают своих граждан, вознамерившихся посредством чужой юрисдикции уйти от налогов или просто утаить некие средства.
Дошло даже до открытого конфликта Швейцарии и ОЭСР, которая потребовала от альпийских гномов раскрыть приватность клиентов местных банков. Швейцарцы сначала заартачились, но потом все же сдались.
Аналогичная история была и во взаимоотношениях с Германией, когда немецкое налоговое ведомство развернуло прямо-таки детективную охоту за сведениями о своих налогоплательщиках, скрывающих средства в Швейцарии и Люксембурге. Немцы крали диски с данными, подкупали швейцарских банковских служащих - лишь бы раздобыть заветные списки. Желающие могут найти в Сети массу интересного по поводу того, как бюргеры выкручивали руки нерадивым согражданам и принуждали их платить налоги и хранить деньги в Германии, в местных банках.
США также не отстают - взять хотя бы два десятка дел, заведенных на швейцарского банковского гиганта UBS. Прокуроры обвинили банк в том, что он помогал богатым американцам уходить от налогов используя схему с так называемыми «облигациями на предъявителя». В итоге пять лет назад швейцарский банк заплатил астрономический штраф в размере 780 миллионов долларов, а также передал американской налоговой службе и минюсту имена более 4000 клиентов.
Потрясли американцы и другой известный банк - Credit Suisse Group, который также в рамках досудебного разбирательства заплатил правительству США штраф в размере 2,6 миллиардов долларов и также «сдал» клиентов-уклонистов от уплаты налогов.
В итоге оказывается, что объявленная недавно в России амнистия капиталов является на фоне такого рода зарубежных практик прямо-таки гласом доброго ангела.
Тем более, что как показывают события последних дней, отечественные бизнесмены, хранящие средства в иностранных банках, на поверку оказываются заложниками геополитической ситуации и конфронтационной риторики.
Европейские СМИ сообщают, что в Испании заморожены счета сотен россиян, которые не смогли по запросу местных властей предоставить сведения о происхождении имущества и денежных средств. Судя по публикациям британской прессы, аналогичный процесс запущен и в Соединенном Королевстве.
Возникает ощущение, что многие российские граждане, хранящие средства в европейских банках, могут повторить судьбу Остапа Бендера. Который, нагрузившись золотом и ассигнациями, решил перейти советско-румынскую границу и стать частью «цивилизованного» мира. В итоге же оказался мокрым, побитым и обчищенным на негостеприимном берегу.
Можно, конечно, позлорадствовать и, ухмыляясь, просопеть что-нибудь в духе «Так вам и надо! Предупреждали ведь...». Проблема, однако, состоит в том, что замороженными и конфискованными (можно не сомневаться - так и будет) окажутся средства, которые были вовсе не «черными кассами» преступных синдикатов, а средствами, хранимыми с целями нлоговой оптимизации.
Не секрет, к примеру, что крупнейшим иностранным инвестором в Россию является крохотный Кипр, хотя все понимают, что это просто реинвестиция российских же капиталов, но под маркой «европейских» вливаний в отечественную экономику.
Так вот, чтобы не оказаться у разбитого корыта, сохранить деньги и развить бизнес - нужно возвращать их в страну. Иного пути нет. История и опыт последних десятилетий демонстрируют нам простой факт - без сильного государства за спиной, без его поддержки и защиты, бизнес не может эффективно развиваться и продвигать свои товары и услуги за рубежом. Причем европейцы в этой ситуации действуют вполне рационально и объективно - любая страна поступила бы также, учитывая, что капиталы нерезидентов на многие сотни миллионов евро могут утечь из страны.
Выбор, в связи с последними событиями в европейской финансовой системе, у сограждан, хранящих деньги в иностранных банках, прост. Или «мягкий» сценарий возврата капитала и вложения его в инвестиции в России. Либо тот или иной сценарий конфискации средств. Ну а уж государству и бизнес-сообществу нужно найти оптимальные пути инвестирования и умножения возвращающихся капиталов, что само по себе дело хлопотное, но решамое. Была бы политическая воля. Возникнет ли эта атмосфера делового доверия - увидим уже в ближайшее время.