"После падения СССР Россия 20 лет не работала с союзниками"

Сергей Бабурин. Источник фото: www.1tv.ru

Возвращение России в число геополитических лидеров не устраивает США. Это очевидно, считает первый вице-президент Международной ассоциации фондов мира, доктор юридических наук Сергей Бабурин, один из участников международной конференции "Ялта 1945. Прошлое, настоящее, будущее".

О роли нашей страны в современном мире с Сергеем Бабуриным побеседовала главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова.

— Проблема в том, что Россия опять стала очень сильной и именно это очень сильно раздражает Запад и Америку. Западные политики и журналисты говорят то, что им велят, и никак эту ситуацию не изменить. Как бороться с ложью. Правда дорогу найдет или не найдет?

— Сама по себе нет. Я очень рад, что созвали международное конференционное собрание в связи с юбилеем ялтинской конференции 1945 года. Очень хорошо, что в обсуждении участвуют представители власти, общественности и науки не только из России, но и эксперты и политики из Европы, Соединенных Штатов Америки и многих других стран мира. Потому что уроки Ялты нужно сегодня изучать как никогда. Важно и показательно, что в 1945 году Великобритания и США, как лидеры западного мира признали Советский Союз равноправным партнером, признали реальность, что строить мировой порядок нужно с учетом интересов СССР.

Конечно, сегодня очевидно, что именно возвращение России в число геополитических лидеров не устроило Соединенные Штаты Америки, да и многих европейских политиков тоже. Хотя ведь ничего необычного и неожиданного не произошло. Выступление несколько лет назад в Мюнхене президента Путина было предостережением об опасности однополярного мира и напоминанием, что необходимо учитывать наши интересы. А кто-то воспринял это как недоразумение. В 2008 году защита Россией Южной Осетии и Абхазии, дипломатическое признание этих республик было вторым предупреждением, что Россия готова защищать свои интересы и интересы своих друзей всеми необходимыми средствами.

И вдруг сегодня они удивляются. Но ведь очевидно же, что Россия не могла молча отнестись к поглощению натовцами Украины, к проникновению недружественному уже военному блоку на историческую территории нашей цивилизации. Поэтому именно об уроках Ялты должны сегодня думать не только в Москве, но и в Берлине, Лондоне, Брюсселе и особенно в Вашингтоне.

— Вообще удивительно, что они этому удивляются. Они даже удивились, что Россия ушла из ПАСЕ.

— Вот расслабились они совсем. Они думали, что Россию можно держать на коротком поводке. Ельцинская эпоха к этому приучила. А Россия не просто встала с колен, она отряхнула многие наслоения на коленках и теперь уже стоит крепко на ногах. Поэтому, слава Богу, что этот процесс идет и, дай Бог, чтобы его неотвратимость осознали наши соседи дальние.

— А есть сейчас какие-то механизмы, чтобы этот процесс шел более быстро и успешно? Какие международные организации могут в этом помочь? Ведь даже ООН, Совет Европы, ну и остальные показывают свою несостоятельность. Нет сейчас независимых-то…

— А это главный вопрос, главная задача нашей конференции. Потому что мы собрались не просто вспомнить, как делали Ялту в 1945 году. А прежде всего предложить: каковы должны быть основы мирового порядка сегодня, когда уже не только ялтинский порядок стали обрушать в конце 80-х годов и, конечно, окончательно очень многое в нем похоронили, разрушив Советский Союз и Югославию. Хотя конструкции Ялты держались чуть дольше. Но ведь сегодня и мальтийско-мадридский порядок, основанный на одной сверхдержаве и расширении НАТО на Восток, тоже рухнул.

Многополярный мир сейчас уже стал реальностью. И вот мы как раз должны очертить основы, главные цели и задачи того, что бы мы хотели рекомендовать руководству России, Организации Объединенных Наций. Нужно определить: каким должен быть этот обновленный и лучший мировой порядок. Это — вопрос серьезный.

— Мир должен быть многополярный, со многими независимыми центрами. Но ведь даже некоторые европейские политики и журналисты прямо признают, что их никто не спрашивает, они все делают, как распорядится Совет Европы, Евросоюз. А они получают указания из Вашингтона. Получается, что европейские страны сами себя лишили права голоса и теперь слушаются только Евросоюз, который слушается только американцев.

— Страны Европы тоже очень разные. Ведь недавние выборы в Европарламент дали много интересных результатов, позиции евроскептиков укрепляются. Успехи евроскептиков есть на общеевропейском уровне и во многих странах. Тот же Национальный фронт во Франции, который возглавляет Марин Ле Пен, добился большого успеха на выборах. Провалились еврореферендумы по конституции космополитической во Франции и в Бельгии — это же тоже веяние времени. Европа должна быть единой, здесь никто как бы не возражает.

Но есть две позиции в Европе. Должна быть общая Европа, на что сегодня нацеливает Брюссель и Вашингтон, или Европа наций? Модель Европы наций во многом учитывает опыт Советского Союза — как можно развиваться, сберегая национальные особенности. Она учитывает опыт той Организации объединенных наций, которая была создана изначально по принципам Ялты.

Ни одно государство не ставилось в силу его внутренних особенностей в какой-то второстепенный разряд, все были равноправны. Если европейцы пойдут по этому пути, я убежден, что Европейский Союз будет нашим желанным партнером, а внутри Европейского Союза будет гармония.

— Пока это не так. Многие говорят, что когда принималось решение о санкциях, делегатов стран ЕС никто не спрашивал.

— Это, конечно, лукавство. Давайте поймем, что наши даже друзья, которые говорят сейчас, что их никто не спрашивал, лукавят. Потому что если бы любая страна Европы наложило вето на санкции против России, решение принято бы не было. Вот даже сейчас только что победившее на выборах новое руководство Греции сказало: уберите из декларации министров иностранных дел упоминание о санкциях против России. Все, сразу убрали. Просто очень.

— Они убрали, но они сказали, что это — вот рука Москвы. Теперь ЕС будет проверять, может они победили на выборах с помощью Москвы. Также и на руководство всех стран, которое выступает за сотрудничество с Россией, давят.

— Конечно. И они будут всячески бороться против нас и наших друзей. А их у нас практически и не осталось. Потому что после разрушения Советского Союза руководство Российской Федерации 20 лет не работало со своими союзниками.

В результате на Украине и получился сегодняшний результат. Ни с Венгрией, ни с Болгарией, ни с другими восточно-европейскими странами. Ни с кем. И ведь многие кичились этим! И всячески препятствовали, когда мы призывали к налаживанию сотрудничества. Я как заместитель председателя Государственной Думы взял на себя курирование бывших стран социалистического лагеря и говорил, что надо с ними расширять отношения.

Сказали: не надо. Мы это коммунистическое прошлое вычеркнули, не надо ни с кем особых отношений. Все — на одну доску, все — сами по себе, и никакой нашей помощи. А мы говорили изначально, что эта экономия на спичках дорого нам обойдется. Тогда руководство России отказывалось, но ведь и сегодня тоже отказывается поддерживать близкие нам политические силы за рубежом. Вот так мы и пришли к нынешней ситуации. Ну, дай Бог, чтобы мы чему-нибудь научились на трагедиях 2014 года.

— Мы научимся, как вы считаете?

— Я очень на это надеюсь.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Сергей Нарышкин: Уроки Ялты-45 актуальны

"Мы должны бояться слабой России"

Анатолий Карпов: Польше не надо играть с историей