О проблемах в сфере государственных закупок известно не один год, но она по-прежнему актуальна. Активисты проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки" выявили нарушений на миллиарды рублей. В эфире видеоканала Pravda. Ru о деятельности активистов, с какими сложностями им приходится сталкиваться, рассказал руководитель проекта Антон Гетта.
— Когда и как возник проект "За честные закупки"? Кто был инициатором этой идеи? Каковы механизмы его функционирования?
— Нашему проекту полтора года. Мы созданы по поручению лидера общероссийского "Народного фронта" Владимира Владимировича Путина. Он дал указание Фронту координировать работу по народному, общественному контролю в сфере госзаказа. За время нашего существования с 1 сентября 2013 года мы сумели поднять достаточно много интересных и серьезных проблем.
Проект "За честные закупки" не являются отдельно взятой общественной организацией. Мы — площадка Общероссийского "Народного фронта", открытая для всех желающих заниматься общественным контролем — этой важной и нужной для государства работой. У нас уже — порядка 10 тысяч активистов. Наша статистика на сегодняшний день — это 200 млрд. отмененных сомнительных закупок либо закупок с устраненными нарушениями. Таких закупок было выявлено на сумму около 200 млрд. рублей и уже отменено на сумму около 150 млрд. рублей.
— Чем отличается проект от других — общественных и государственных — контролирующих организаций?
— Мы считаем, что в силу определенных причин, у нас получается доводить работу от сигнала активиста до конкретного результата по всем случаям сомнительных закупок. Мы не останавливаемся просто на критике власти. И у власти уже есть понимание, что мы призваны не критиковать, а призываем всех к конструктивному диалогу. Когда наш активист выявляет то или иное нарушение, делает замечание к проводимой конкурсной процедуре или к качеству строительства, это нужно слышать и предлагать решения.
У нас очень большой коэффициент именно решенных проблем. Если власть признает нарушение, но не устраняет проблему, говорит "да, правильно подмечено, но сделать уже ничего нельзя, акты выполненных работ подписаны или закупка произведена, контракт заключен", тогда мы просим хотя бы наложить административные взыскания на виновных. В рамках конструктивного диалога мы все результаты публикуем и доводим до наших активистов на нашем портале. Процессы подачи сигнала мы также стараемся упростить.
Проблемы реально решаются, замечания устраняются, есть ощутимый результат. Я считаю, что это наша основная заслуга и основное отличие от других организаций, которые себя считают общественными контролерами, но только кричат, а решения не предлагают. Мы стараемся доводить до результата. — Как люди становятся вашими помощниками? — Есть традиционные способы — соцсети. В "Фейсбуке" у нас больше 7 тысяч зарегистрированных пользователей. В "Твиттере" стараемся активность поддерживать. Мы участвуем в мероприятиях "Народного фронта", и сами будем проводить в этом году несколько мероприятий.
В прошлом году прошел молодежный форум "Таврида". Мы поставили компьютеры, и всем желающим рассказав, предлагали тут же проверить свои силы как активиста проекта. Молодые люди с нашими подсказками тут же находили эти закупки. По итогам работы активистов "Тавриды" у нас сомнительных закупок на миллиард рублей было устранено.
В этом году мы планируем много рассказывать о проекте на наших форумах. Надеемся провести их в каждом федеральном округе. Если где-то не успеем, то перенесем на следующий год, но точно проведем. Там будем собирать представителей заказчиков, наших активистов и предпринимателей. Мы считаем, что в рамках эффективного госзаказа должны дружить предприниматель, заказчик и наш общественный контролер, который помогает вскрывать недостатки, решить проблемы и отладить процесс. Будем рассказывать о работе, делиться опытом, устраивать мастер-классы.
В прошлом году мы приняли активное участие в форуме-выставке "Госзаказ". Это очень хорошая площадка для налаживания диалога, конструктивного общения. В этом году мы расширяем свое участие в этом форуме, пригласим также наших активистов. Там мы будем подводить некоторые итоги, представителям руководителей министерств, госкомпаний расскажем про свою работу и призовем их к конструктивному взаимодействию.
За последние три месяца в регионах пошел процесс работы по проекту. Привлекая через региональные штабы Общероссийского народного фронта неравнодушных граждан, экспертов, общественников, этот процесс пошел по всей стране. Регионам мы помогаем включаться в режиме вебинара, по видео-трансляции, рассказываем основные моменты нашей работы. Зачастую проводятся встречи на площадках ВУЗов, где студенты включаются в этот процесс. Будущие экономисты выявляют сомнительные закупки, а студенты юридических специальностей помогают нам направлять жалобы в антимонопольные службы и другие ведомства.
Мы сами не ведем работу по контролю, а выступаем как модераторы этой работы, этого процесса. Сегодня наших активистов больше беспокоят региональные закупки, а в какой-то момент может быть обращается больше внимания на работу госкомпаний.
Мы приглашаем на живое честное общение опять же в режиме вебинара руководителей госкомпаний. Такие встречи мы проводили с Калугиным — "Ростелеком", Кириенко — "Росатом", Кирбах — "Автодор", последний у нас был Бударгин — "Россети". Руководители госкомпаний с благодарностью воспринимают ту работу, которую ведут наши активисты, и тут же даются указания соответствующим органам внутри госкомпаний полностью взаимодействовать с нами. Как только очередное замечание поступает, тут же госкомпания принимала решение по проверке и устранению.
В таком режиме мы ведем работу и с губернаторами. Пока семь губернаторов в конструктивный диалог с нами вступили. А некоторые обзывают нас "опричниками нового формата" или пытаются как-то нелепо оправдываться…
— Такие тоже есть?
— Ну конечно. К сожалению, пока таких большинство. Но есть и такие как губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Сначала работа проекта показалась ему деконструктивной, он попытался даже в жесткой форме ответить. Но разобравшись, что это действительно нужно, а подчиненные ввели его в заблуждение, он четверых человек, основных ответственных за госзаказ в регионе, поменял. Потому что понял, что активист-то прав, а люди, которые за госзаказ отвечали, помимо того, что допустили эту проблему, еще и пытались его в заблуждение ввести. У нас есть и другие примеры, когда наших активистов уже воспринимают как внештатных помощников.
Были раньше попытки давления на активистов, пытались даже с работы увольнять, пугать. Но мы имеем сильный ресурс. Ведь лидер Общероссийского народного фронта — Владимир Владимирович Путин, президент страны. Мы и эту информацию до него доводим, и поступаем в соответствии с девизом "В обиду не дадим. Своих не бросаем".
— Как организован процесс общения с чиновниками?
— У нас это все в таком открытом доступе происходит. В основном все сигналы поступают через сайт. Там совершенно простая форма регистрации, быстрая маленькая модерация, и сразу начинается работа. Сигналы, которые представляются активистами, тоже после короткой модерации попадают в открытую часть сайта, и все эти закупки высвечиваются для любого заходящего на сайт пользователя даже незарегистрированного. В "Индекс расточительности" попадают наши исследования, связанные с закупками роскоши, дорогих автомобилей, проведением корпоративов, чартерными перелетами.
Точно так же эту информацию видят чиновники. Кроме того направляется сообщение чиновнику-заказчику о том, что его закупка попала на наш сайт в качестве сомнительной либо идет сигнал в его ведомство. Теперь мы ввели новый инструментарий, когда он может ответить активисту или задавать дополнительные вопросы. Все это тоже все проходит в открытой части. Идет конструктивный диалог, и проблема решается. Отдельно взятые руководители иной раз пытаются, нелепо оправдываясь, еще и обвинить нас в предвзятости, в необъективности. Тогда мы продолжаем экспертную работу доказываем правоту наших активистов в публичной плоскости.
Скоро еще мы запустим закрытый инструмент, куда будут собираться все сигналы от активистов, разбиваться либо по регионам и госкомпаниям. Доступ будет открыт для представителей заказчика, и они смогут сразу увидеть и видеть все сигналы, как только они появляются на нашем сайте, тут же он будет иметь возможность предложить решение. Мы этот процесс будем легко модерировать, и все эти принятые меры тут же для всеобщего доступа будут доступны для ознакомления. Вот в таком формате у нас проходит и развивается общение с государственными заказчиками, что помогает эффективней расходовать бюджетные средства наши активисты.
— Часто приходится сталкиваться с уловками, чтобы информацию о конкурсах, тендерах было трудно найти?
— Не так расставленные знаки препинания, переход с кириллицы на латинский алфавит и многие другие способы для скрытия закупок используются достаточно часто. Искоренение этого — тоже наша работа. Мы уже исключили эти уловки на сайте Zakupki. gov. ru. Систему поиска мы там меняли, чтобы было проще найти поставщиков.
На самом деле, серых схем — масса. Мы даже на сайте создали специальный раздел Wiki-тыринг. Скоро выпустим книгу. Ее рабочее название — "Серая книга". Там мы сведем все серые схемы, которые использовали заказчики и выявляли наши активисты. Мы стараемся ее делать в художественном, юмористическом стиле с использованием образа Остапа Бендера. Книга будет не очень большая, но содержательная.
Иной раз спрашивают: а не сделаете ли вы шпаргалку для недобросовестных заказчиков, не боитесь ли вы, что они будут пользоваться вашей книгой с обратными целями? Нет, не боимся, пусть, как минимум знают, что они не хитрее всех, и что такая же книга есть у наших активистов. Также мы ее подарим всем нашим правоохранительным органам, ФАС, прокуратуре, Счетной палате, вместе с которыми, собственно, и будем дальше выявлять нарушения.
— Какие планы по развитию практической деятельности у вас на ближайшее время?
— У нас есть желание по нескольким основным направлениям деятельности, которыми мы занимаемся. Во-первых, это — конкурсные процедуры.
Плюс к закупкам — мы не могли мимо пройти государственного и муниципального имущества, поскольку здесь иной раз за копейки, в 20-30 раз ниже рыночной стоимости продаются здания, и соответственно, бюджеты недополучают деньги.
Третье направление деятельности — это контроль качества, например, когда дороги строятся в нарушение всех технологий, а наши активисты видят, сигнализируют. Мы понимаем, что обязаны заниматься не только конкурсной процедурой, но и качеством выполняемых работ по итогам этого конкурса.
И еще — квалифицированность заказчика оцениваем. Она часто вызывает недоумение, бывают просто анекдотичные случаи.
Например, построили очистные, а канализационную сеть к ним не подвели. Зачем они это сделали, непонятно. Формулировка "мы деньги освоили" нас не устраивает.
Еще известный всем пример из этой же серии: дорогу заасфальтировали, через месяц пришли коммунальные службы, начинают асфальт вскрывать, менять трубы… Есть уже народная примета: если на вашей улице положили асфальт, знайте — трубы скоро менять будут.
В рамках одного муниципалитета, одного главы две службы не могут свои планы скоординировать, поставить наоборот: сначала коммунальщики работают, а потом — дорожники.
Поэтому этим мы тоже будем заниматься и надеемся, что в этом году мы привлечем еще больше внимания к своему проекту активистов. Но главное, надеемся очень сильно, что будет меньше фактуры нам для работы, поскольку чиновники уже будут понимать, что нельзя бракодельством и серыми схемами заниматься уже нельзя.
Беседовал Олег Артюков