Сбор подписей в поддержку кандидатов во время избирательной кампании не может являться непреодолимым препятствием для серьезного политика, который собирается возглавить регион или того, кто реально намерен заниматься конкретной, законотворческой работой. Так считают эксперты и, разбирая проблему "муниципального фильтра", констатируют, что не везде политические игроки оказываются готовы бороться за качество выборов.
О том, что принципы конкурентности, открытости и легитимности, характеризующие современную политическую систему, неуклонно отстаивают в "Единой России" все помнят еще по прошлому году. Тогда накануне выборов мэра Москвы будучи еще кандидатом в градоначальники Сергей Собянин поделился голосами муниципальных депутатов со своим соперником Алексеем Навальным. Только этот факт и позволил блогеру зарегистрироваться для участия в выборах.
В этом году партия большинства обеспечит голоса муниципальных депутатов сразу нескольким оппозиционным кандидатам как минимум в двух регионах страны. Единороссы помогут с подписями кандидату на пост губернатора Астраханской области от "Справедливой России" Олегу Шеину, а также его однопартийцу Олегу Михееву и коммунисту Николаю Паршину в Волгоградской области.
В Кремле тоже заинтересованы в честной и прозрачной кампании. Ожидается, что в каждый из 30 выборных регионов будет направлен специальный аудитор, который должен следить, чтобы не использовался административный ресурс.
По поводу того, что концепцию введения муниципального фильтра на губернаторских выборах Россия позаимствовала у французской политической системы, французский писатель и общественный деятель Хальтер Марек рассказал корреспонденту Pravda. Ru:
"Этот принцип очень хороший, демократический. И то, что мои русские друзья хотят взять его, я могу только что сказать "браво", потому что все-таки мы уже в демократии более двухсот лет, начиная с Французской революции. Ведь все системы создаются для людей, и если такие выборы будут настоящие, не фальсифицированные, то и люди в будут в порядке, а это хорошо. Я уверен, что если в России хотят сделать, также как у нас во Франции, я думаю, что это прекрасно, это очень большой прогресс".
Уже опробована практика восстановления кандидатов, снятых с предвыборной гонки по формальным основаниям. Впрочем это не касается тех претендентов, которые специально спровоцировали свое снятие, чтобы разжечь скандал. Таких случаев тоже немало, напоминает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.
Наибольшую проблему, по его словам, для представителей оппозиции, пожелавших зарегистрироваться кандидатами, сейчас представляет муниципальный фильтр. По сути, подписи депутатов можно заработать, только имея "своих" муниципалов-однопартийцев. Этот факт дает повод кандидатам, не сумевшим убедить депутатов в своей состоятельности, сваливать вину на административный ресурс.
Однако Николай Миронов подчеркивает, что это лишь отговорки. "Причина в том, что у оппозиции просто нет своих представителей на муниципальном уровне в достаточном количестве", — уверен политолог. Он связывает это с тем, что "оппозиционные партии сделали ставку на более крупные, медийно значимые кампании, на те города, где протестный электорат в достаточном количестве легко мобилизуется".
Несмотря на то, что оппозиционные партии в России существуют давно, у них практически отсутствует сеть региональных местных отделений. У "ЕР" действует выстроенная региональная муниципальная сеть. У коммунистов существует относительно эшелонированная сеть: есть местные отделения, встречаются первичные. То есть, они при желании могут мобилизовывать кадры, выдвигать кандидатов и спонтанно включаться в разные избирательные кампании. А остальные партии не имеют никакой эшелонированности. "Парламентские партии и некоторые другие оппозиционные партии имеют отделения в регионах, но не везде хорошо работающие, в крупных городах бывают, у некоторых партий — в отдельных муниципальных районах. То есть отношение к политическому процессу годами складывается как ситуативное", — делает вывод Николай Миронов.
Этот метод используют многие губернаторы, сознательно затягивая время своего ухода в отставку, чтобы выдвинуться в качестве кандидатов. "Это ход, который применяется, в том числе, и в зарубежных странах. Он исторически известен, но оппозиция все равно к нему никогда не готова, потому что не ведет системную многолетнюю работу", — объясняет эксперт.
Единственное, что можно делать в этом случае — идти в народ и выстраивать работу на муниципальном уровне, чтобы не приходилось выпрашивать голоса у соперников. "Получается, что партия большинства просит за оппозицию, предлагает своим сторонникам проголосовать, чтобы избирательная кампания была конкурентной. Потому что оппозиция не способна обеспечить конкуренцию сама", — указывает гендиректор ИПРП.
По мнению Миронова, осенью этого года несколько региональных кампаний все же вызовут интерес на федеральном уровне. Например, выборы губернаторов в Астраханской, Волгоградской, Оренбургской областях. Кроме того, внимание будет приковано к выборам в Санкт-Петербурге. "Там кампания не является однозначно предсказуемой. У Оксаны Дмитриевой ("Справедливая Россия") достаточно сильная харизма. Может и не для того, чтобы победить на выборах, но чтобы изменить политическую ситуацию в городе", — считает Николай Миронов.
Впрочем его коллега из Санкт-Петербурга, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра не ждет от выборов в северной столице никакой интриги. "На лидирующих позициях находится и. о. губернатора Георгий Полтавченко", — обращает внимание эксперт. По его словам, так пропагандируемая в СМИ идея "большой коалиции", на вершине которой находится депутат Дмитриева, уже развалилась. Коммунисты выдвигают Ирину Иванову, возможно, что и у "Гражданской платформы" будет свой кандидат. "Дмитриева уже не смотрится как однозначный лидер объединенной оппозиции. Она была нацелена на то, чтобы выступать против Полтавченко, власти в целом, но объединяющий мотив "против" всегда краткосрочный и малоэффективный", — заключил Дмитрий Гавра.