Венецианская комиссия Совета Европы, проанализировав российский закон "О некоммерческих организациях", рекомендовала пересмотреть режим отдельной регистрации для НКО, занимающихся политической деятельностью. Кроме того, комиссия предложила пересмотреть и сам термин "политическая деятельность".
Pravda.Ru ранее неоднократно обращалась к теме регулирования деятельность политических НКО. Напомним, что согласно действующему законодательству, подобные некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа, должны быть зарегистрированы в специальном реестре министерства юстиции.
Сначала они должны были делать это добровольно, однако недавно были приняты поправки в закон, которые наделяют таким правом и минюст. Сделано это было после того, как стало ясно, что на добровольное соблюдение законодательства некоммерческими организациями полагаться не приходится.
Читайте также: Приключения иноагентов в России: сериал без хеппи-энда?
Не секрет, что в среде правозащитников закон был принят в штыки. И с тех пор невыполнение его требований стало фактически демонстративным.
В своих определениях Венецианская комиссия по сути встала на сторону НКО. В частности, что касается вызывавшего наибольшее недовольство определения "иностранный агент". Данный термин, считают в комиссии, является "весьма спорным".
"Снова используя риторику, аналогичную той, которая использовалась в коммунистический период, термин клеймит НКО, к которым он применяется, порочит репутацию и серьезно сдерживает их деятельность", — цитирует документ РИА Новости. По сути, ровно та же аргументация звучала и от российских правозащитников, которых очень расстраивает, что от них требуют называться "иностранными агентами".
В документе экспертной комиссии напоминается также: "В соответствии с рассматриваемым законом, правовой статус "иностранного агента" предполагает не только то, что НКО получает финансирование из-за рубежа, но и то, что она участвует в "политической деятельности".
По мнению комиссии, "этот оборот речи, однако, является довольно широким и расплывчатым, а практика его толкования государственными органами была до сих пор достаточно разнообразной, что добавляет неопределенности относительно смысла этого термина". "Поэтому Венецианская комиссия призывает российские власти работать в направлении более четкого определения "политической деятельности", — говорится в документе. Который, впрочем, не является окончательным и еще будет дорабатываться с учетом замечаний России.
Комментируя выводы комисии, заместитель председателя Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин заявил, что "нельзя оценивать законодательство с политической точки зрения, что попытались сделать докладчики".
"С правовой точки зрения, откровенно недоработанный, сырой и слабый документ, в котором в основном политические оценки", — отметил он. По его словам, юристы комиссии не провели достаточный сравнительный анализ законодательств таких стран, как Великобритания, Канада, страны Латинской Америки, Индии.
"Хотя там существуют очень жесткие ограничения вообще по иностранному финансированию и, допустим, благотворительным организациям, которые финансируются из-за рубежа — ну к примеру, в Великобритании и в целом ряде стран вообще запрещено заниматься политической деятельностью", — сказал депутат РИА Новости.
Он добавил, что российская сторона дала комиссии две недели, что учесть в документе изложенные замечания.
Возвращаясь к обсуждению в выводах комиссии термина "агент", Вяткин обратил внимание на то, что "этот термин уже 20 лет применяется в гражданско-правовом значении". "А те, кто ставит знак равенства между агентом и шпионом, по-моему, насмотрелись фильмов про Джеймса Бонда", — сказал он.
К слову, о том, как обстоят дела в упомянутой Дмитрием Вяткиным Индии. По данным министерства внутренних дел этого государства, в прошлом году индийские некоммерческие организации получили из-за рубежа около 125 миллионов рупий (чуть более 2,1 миллионов долларов). Основными донорами являются США, Великобритания, Германия и Нидерланды.
Сумма вроде бы не впечатляет. Однако в докладе подчеркивается, что только два процента НКО выполняют обязательства по информированию властей об иностранном финансировании, тогда как большая часть средств уходит на нецелевые программы.
Доклад МВД был опубликован в дополнение к докладу Разведывательного бюро Индии, в котором говорится, что деятельность ряда НКО направлена на "препятствование экономическому развитию страны, сектор НКО подвержен риску использования в целях отмывания денег и финансирования терроризма".
Стоит заметить, что индийские законы в смысле регулирования деятельности НКО заметно жестче российских. Согласно закону FCRA от 2010 года, любое лицо или организация, реализующие культурные, экономические, образовательные, религиозные и социальные программы для получения иностранного финансирования должны пройти регистрацию и получить специальное разрешение от центрального правительства.
В свою очередь, правительство выдает разрешение на получение иностранного финансирования только после того, как проведёт проверку и получит подтверждение того, что НКО уже имеет опыт ведения деятельности во благо общества в сфере, на которую выделен иностранный грант.
Хотя, как следует из данных доклада МВД Индии, даже такие ограничения вовсе не стимулируют НКО соблюдать законодательство…
Противники законодательства, определяющего деятельность НКО-иностранных агентов, иначе ставят проблему, нежели она реально существует, полагает заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
"Дело в том, что законодательство нисколько не запрещает деятельность подобных организаций, если они занимаются политической деятельностью и финансируются из-за рубежа. Оно всего лишь требует особого порядка регистрации и отчетности", — сказал политолог в беседе с корреспондентом Pravda. Ru.
Он также отметил, что "есть страны, в которых для неправительственных организаций запрещается политическая деятельность".
"Да, существует очень тонкая грань между сферой политической деятельности и неполитической. В этом есть проблема, здесь нашим законодателям надо еще отрабатывать этот вопрос. Но сама эта кампания, которая направлена на отмену закона о иностранных агентах, носит чисто политический характер. Вот что нужно подчеркнуть. Смысл законодательства не в запрете, а только в регистрации", — подчеркнул Леонид Поляков.