Почему с хамством и матом в интернете необходимо бороться? Подразумевает ли это какие-либо ограничения? Если подразумевает, то распространятся они на всех пользователей или определенные категории? Об этом и многом другом - беседа в программе "Точка зрения" видеостудии Pravda.Ru с координатором интернет-движения "Типун" Александром Литке (полная версия беседы).
- Говоря о борьбе с хамством в интернете, вы имеете в виду хамство именно такое - не переписка между людьми, которые друг друга обзывают какими-то словами, а хамство на уровне, может быть, крупных сайтов или блогеров?
- Да. Здесь, собственно говоря, проблема достаточно обширная. В целом интернет давно уже превратился в большую глобальную помойку. И с этим надо что-то делать. И так как интернет дорос уже до таких больших масштабов, то как любая сфера человеческой деятельности, которая носит не локальный характер, она должна регулироваться законом. За это мы и выступаем.
Что касается непосредственно самого хамства, это не только мат. Это могут быть какие-то выражения, которые, скажем так, являются некорректными, оскорбляют чьи-то чувства и достоинство. Например, когда Божена Рынска заявила, что пожилые люди портят кому-то жизнь. Это такой пример, который как раз описывает такое хамство в принципе.
- И законодательные, и практические способы борьбы, о которой вы сейчас говорите, это, собственно, как? Это миллионы сайтов, это десятки миллионов пользователей, которых нужно каким-то образом держать в узде, получается. Как это сделать?
- Здесь, конечно, в первую очередь речь идет о лидерах мнений. Это, безусловно, известный факт, что один какой-то блогер, один известный человек, представляет сам по себе средство массовой информации - его читают сотни тысяч человек в различных социальных сетях, его мнение влияет на точки зрения людей. И оно точно должно регулироваться законом. Не его мнение, а то, что он говорит.
До недавнего времени человек в интернете мог писать абсолютно все. И законы, которые уже подписаны президентом, в первую очередь касаются лидеров мнений. То есть это касается не рядовых пользователей интернета.
- Спрашивают наши зрители - вы сами-то материтесь вообще в интернете? И готовы ли прийти с повинной?
- Я не настолько популярный блогер, я обычный рядовой гражданин и лидером мнений пока не являюсь. Теперь - что касается крайностей, это всегда очень интересно, очень забавно, потому что речь ведь идет о чем? Что есть какая-то крайняя точка, после которой нужно какие-то меры нужно принимать. И вот эта крайняя точка - мы ее давно уже преодолели, что называется. И речь идет не о каких-то случайностях, каких-то редких случаях. Речь идет о системе.
Мат и хамство в интернете со стороны популярных личностей - это уже система. Они к этому привыкли. И их нужно, безусловно, от этого отучать. Да, это будет болезненно. Любой закон, какой бы он ни был хороший, кому-то идет на пользу, кому-то - во вред.
- Ограничения подобные невозможны по большому-то счету на всех просторах интернета.
- Мы уже все эти вопросы, собственно говоря, обсудили. Мне бы еще хотелось поговорить об инициативе, связанной с Алексеем Навальным.
- Что за инициатива?
- Появилась информация в интернете, что Алексей Навальный и его соратники по Фонду борьбы с коррупцией создали некоторый компьютерный вирус, который у людей вымогает средства в поддержку Алексея Навального.
Это компьютерный вирус, который якобы вымогает деньги. Это пока еще неизвестно, недоказано, то есть была информация на форумах антивирусных компаний, были посты в "Живом журнале", посты в социальных сетях об этом. И мы решили на это отреагировать. Мы подозреваем Алексея, но не обвиняем ни в чем. Собственно говоря, Генпрокуратура, куда мы подали жалобу, нам все объяснит спустя некоторое время.
Там очень интересная система. В чем его суть? После того, как блог Алексея Навального запретили, Роскомнадзор ограничил к нему доступ, они решили сделать некую такую систему. То есть статьи выкладываются на маленькие сайты, так называемые "зеркала" блога Алексея Навального. Этих "зеркал" очень много. И есть некая программка, которая выкидывает пользователя на случайный блог. А значит, здесь обход закона о блогерах. Так как этих зеркал очень много, то они не набирают, безусловно, 3000 пользователей в сутки. То есть для этого, собственно говоря, они и создавались.
Я не знаю, приобретет ли Алексей на этом сторонников, но, по крайней мере, он показывают свое отношение к законодательству Российской Федерации.
- Реакция аудитории молниеносная. Вас спрашивают: "Получается, что ваша инициатива направлена против конкретных людей, а не против хамства в интернете?" Называют это избирательным правосудием.
- Здесь ситуация какая? Мы негосударственная структура. Мы не общественная организация. Мы представляем из себя некую такую гражданскую инициативу. Просто группу инициативных граждан. Да, география у нас тоже достаточно широка. И мы действуем в соответствии со своими представлениями о хорошем и плохом.
- У вашего интернет-движения всего 7,5 тысяч человек, в Фейсбуке нет и тысячи. Почему вы считаете, что имеет право решать за миллионы пользователей интернета?
- А мы не считаем, что имеем право решать за миллионы пользователей интернета. Мы просто высказываем свое мнение. А прислушиваться к этому мнению или не прислушиваться тому или иному человеку - это его личное дело. Вот и все.