Иностранных агентов уличили в советских стереотипах

Конституционный суд РФ постановил, что закон о некоммерческих организациях-"иностранных агентах" не противоречит Основному закону страны. Судьи также сочли, что само словосочетание - "иностранный агент" - не несет негативного смысла.

Закон об НКО-"иностранных агентах" действует более полутора лет, с осени 2012-го. Согласно документу, некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, обязаны принять статус "иностранных агентов" и включены в специальный реестр.

За нарушение этих требований предусмотрены штрафы 10 тысяч до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей - для юридических. Если НКО - "иностранный агент" продолжает работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, наказание определено в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для организаторов работы НКО, для ее участников - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. 

Читайте также: Иностранные агенты хотят отменить закон о себе

"Злостное уклонение" от предоставления документов для включения в реестр карается штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, "либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок", напоминает ИТАР-ТАСС.

В некоторым смысле образцом для российского закона об НКО-"иностранных агентах" стал американский Foreign Agents Registration Act (FARA). В соответствии с этим законом организации-лоббисты и политические НКО, получающие иностранное финансирование должны встать на учет и обозначаться как "иностранные агенты". В случае нарушения пунктов FARA организации грозит закрытие, конфискация счетов и полученных средств в пользу государственного бюджета, а ее руководителям - тюремные сроки. Этот закон был принят еще в 1938 году, но по-прежнему действует.

В российской же правозащитной среде закон об НКО-"иностранных" агентах вызвал бурю недовольства. Впрочем, не всего правозащитного сообщества, а той его части, которая действительно занималась более политической деятельностью, нежели декларируемой - вроде некоммерческой ассоциации "Голос", занимавшейся "защитой прав избирателей". И на данные которой - вот ведь удивительно! - потом ссылались российские оппозиционеры, несогласные с результатами тех или иных выборов и западные структуры - от правозащитных до правительственных. 

Очень недовольны законом были и некоторые члены совета при президенте РФ по разивтия гражданского общества и правам человека. Его глава Михаил Федотов некоторое время предлагал закон просто отменить. 

Читайте также: Иностранных агентов из НКО ставят под контроль

Особенно оскорбительным правозащитникам изначально казалось словосочетание "иностранный агент". Помимо требования отмены закона звучали и предложения хотя бы заменить "иностранных агентов" на "организации, получающие финансирование из иностранных источников".

Кстати, перспектива лишиться зарубежных грантов тоже была одной - если не основной - причин недовольства.

В итоге в Конституционный суд обратились представители четырех организаций.

В постановлении КС сказано, что любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конситуционно-правовых оснований, такой термин не несет негативного смысла и не дискредитирует организацию.

Выделение таких НКО, по мнению судей, направлено на соблюдение значимых публичных интересов и соблюдение государственного интереса.

Вместе с тем Конституционный суд отметил, что размер штрафов, установленный законом, противоречит Основному закону страны, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела. В связи с этим суд считает, что в Кодекс об административных правонарушениях должны быть внесены соответствующие изменения.

Фактически Конституционный суд поставил точку в споре вокруг закона об НКО-"иностранных агентах". Осталось только внести уточнения относительно наказания за нарушения закона. Хотя, конечно, было бы странно ожидать, что список "иностранных агентов" в реестре сильно пополнится. Как показывается практика, этого НКО стремятся избежать всеми силами.