Оставят ли чиновнику домик в Майами?

Госслужащие сами должны решать, нужно ли в сложившейся международной ситуации владеть недвижимостью за пределами России. Законодательный запрет вводить не планируют, заявила в понедельник председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

В результате событий на Украине и присоединения Крыма к России США и Евросоюз объявили о санкциях в отношении нескольких десятков российских политиков, чиновников и предпринимателей.

Правда, о подавляющего большинства из них ни счетов, ни недвижимости за границей нет. Тем не менее, действия Вашингтона и Брюсселя придали новый импульс дискуссии насчет того, насколько могут быть уязвимы счета и недвижимость российских граждан за пределами страны. 

Как известно, российским госслужащим запрещено владеть иностранными банковскими счетами, акциями и т.д. В ходе обсуждения соответствующего законопроекта поднимался вопрос и о недвижимости за рубежом. В итоге было решено сохранить такое право - разумеется, при условии  декларирования вне зависимости от стоимости.

О чем, к слову сказать, неустанно напоминают оппоненты российских властей. "Особняки в Майами" давно уже стали любимой темой российской оппозиции.

И американцы не остаются в стороне. Бывший посол США в России Майкл Макфол как-то написал в своем Твиттере, что, дескать, "патриоты" любят критиковать Америку, но сами ездят туда отдыхать.

Читайте также: Санкции против РФ: США зашли через банки

В понедельник газета "Известия" сообщила, что депутат-единоросс Евгений Федоров обратился в комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции вновь вернутся к вопросу о зарубежной недвижимости чиновников. По мнению депутата, иностранные активы делают госслужащих уязвимыми для давления со стороны Запада.

По мнению Ирины Яровой ("Единая Россия"), "это тот случай, когда нужно говорить не об изменении действующего законодательства, а о принятии самостоятельного, осмысленного решения теми госслужащими, для кого этот вопрос остается открытым". 

Она отметила, что в настоящее время "этот вопрос актуализировался не через понимание запрещать или не запрещать, а через понимание того, что это становится инструментом давления, что ни в какой стране мира права и интересы не будут гарантированы", сообщает ИТАР-ТАСС. 

"А потому в любом случае владение зарубежной собственностью сопряжено с определенными рисками, с возможностью ее изъятия после введения целенаправленных санкций", - констатировала депутат.

"С точки зрения государственной оценки, сегодня ничего не изменилось. И тогда, и сейчас мы одинаково понимали эту проблему", - сказала она. "Много измениться должно в психологии людей, нужно просто понимать, что владеть иностранной недвижимостью сейчас становится невыгодно", - подчеркнула Ирина Яровая.

Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, комментируя по просьбе корреспондента Pravda.Ru инициативу своего коллеги Евгения Федорова, заметил, что вообще какие-то ограничения вводить надо. 

Читайте также: Юрий Поляков: Если вернуть конфискации, то никакого запрета на собственность за рубежом не понадобится

По его мнению, можно было бы ввести некий переходный период или вообще запретить владение недвижимостью для госслужащих в странах дальнего зарубежья. Не распространяя ограничения на страны Таможенного союза или СНГ. 

"Или вообще запретить, или сделать, например, ограничения на владения недвижимостью в тех странах, которые присоединились к санкциям против России - в Евросоюзе, США", - считает Сергей Гаврилов.

Но в любом случае, вряд ли кто будет спорить с утверждением, что недвижимость и счета за границей действительно предоставляют широкие возможности для манипуляций. Также очевидно, что соблюдение юридических процедур в случае каких-либо санкций является не более чем формальностью и никак не гарантируют права собственности.