День, когда Америка испортила отношения с Россией

16 ноября 2012 года палата представителей конгресса США проголосовала за принятие законопроекта "Сергей Магнитский - верховенство закона и ответственность". Для краткости его еще называют "акт Магнитского" или "закон Магнитского".

Акт, в частности, предусматривает санкции против сотрудников российских силовых ведомств и судей, которые якобы причастны к смерти аудитора Сергея Магнитского.

Стоит заметить, что в России в то время хоть и следили за развитием событий вокруг законопроекта, однако голосование в палате представителей особого резонанса в нашей стране не вызвала.

В этом смысле куда больший эффект имел вердикт верхней палаты конгресса - сената. Спустя три недели одобрения его палатой представителей 92 сенатора проголосовали за законопроект. Против было только четверо. 

Президент США Барак Обама не посмел вступать в полемику с конгрессом по этому поводу. Хотя и принято считать, что Белый дом был против принятия "акта Магнитского". Но 14 декабря, спустя неделю после голосования в сенате, Барак Обама законопроект подписал и он вступил в силу.

Надо заметить, что в самих США, несмотря на единодушие обеих палат конгресса, законопроект получил и крайне отрицательные оценки. Пожалуй, наиболее точно претензии сформулировал историк Стивен Коэн: "Что такое "закон Магнитского"? Америка, облачившись в судейскую мантию, вознамерилась решать, что хорошо и что плохо внутри России. Юридических оснований - никаких, все определяет идеология".

А президент Центра Никсона Дмитрий Саймс заметил, что "не дело конгресса составлять какие-то списки".

В то же время в самом конгрессе и не скрывали, что на смену поправке Джексона-Вэника должен прийти "акт Магнитского". Об этом, в частности, говорил сенатор-республиканец Джон Маккейн. 

Формально, акт является частью закона о нормализации торговых отношений между США и Россией. Но весь положительный эффект был сведен на нет.

"И тогда считал, что "закон Магнитского" не имеет абсолютно никакого смысла, кроме ухудшения отношений с Россией и ограничений для администрации Обамы возможностей улучшения диалога с Москвой, так и сейчас в этом убежден", - сказал "Правде.Ру" глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков

По его мнению, "закон остался образцом лицемерия американского конгресса".

"За этот год его действие не было распространено на другие страны, как об этом говорили некоторые конгрессмены и сенаторы. Которые обещали, что расширят применение закона на все государства, где при подозрительных обстоятельствах люди гибнут в предварительном заключении, где нарушатся права человека. Ничего этого естественно не произошло. Лицемерие заключается в том, что в предварительном заключении люди гибнут в очень многих государствах. В том числе союзных с США, совершенно непрозрачных государствах типа Саудовской Аравии, ряда других государств ближневосточного региона. И тем не менее никаких законов в их отношении не принимается", - отметил он. 

По мнению Алексея Пушкова, "закон абсолютно дискредитирован". "Он служит исключительно тому, чтобы не дать возможности России и США улучшить двусторонние отношения. Он не имеет никаких практических последствий. Громогласные заявления, что этот закон ударит по неким коррумпированным фигурам в российских правоохранительных органах, оказались пустым звуком", - подчеркнул Алексей Пушков. 

Он отметил, что те люди, которые включены в "черные списки" на основании "акта Магнитского", не имеют собственности в США. 

"Так что это лицемерная пустышка. Но вредная, потому что она позволила противникам России в США ухудшить отношения между Москвой и Вашингтоном. Этот закон будет действовать постоянно, каждый год будет рассматриваться его действие. Каждый год американский конгресс будет требовать от администрации включать в него все новые фамилии. Это  постоянная мина, заложенная под российско-американские отношения, от которой выиграют только те антироссийски настроенные конгрессмены, сенаторы и американские политики, которые так и продолжают жить временами "холодной войны" и которые из нее и не уходили", - подчеркнул глава думского комитета по международным делам. 

Негативно оценивает "акт Магнитского" и директор фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогалев.

По его мнению, закон был больше направлен против политики американской администрации. "Это идеолого-политический ход, в значительной степени направленный против политики администрации Белого дома и против президента Обамы", - сказал политолог "Правде.Ру".

Продолжительного влияния закон на российско-американские отношения не имел и иметь не может, считает он. "Сам по себе с практической точки зрения этот акт был не нужен, никакие дополнительные права он Белому дому не добавлял. Все необходимые полномочия не пускать кого-то в Соединенные Штаты или замораживать счета, у администрации были и до этого", - считает Юрий Рогалев.

Он не исключил, что какие-то всплески интереса к "акту Магнитского" еще могут быть, "но сейчас там другие проблемы и о нем мало кто вспоминает".

С тем, что "акт Магнитского" резко ухудшил отношения между двумя странами, согласен и руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. "В ответ последовала российская реакция, которая, на мой взгляд, была даже чрезмерной", - сказал он "Правде.Ру".

Таким ответом Алексей Арбатов считает так называемый "закон Димы Яковлева". "Так всегда бывает - действие рождает противодействие, да еще с большим перехватом. Так что наши отношения с тех пор так и не оправились, а во многих вопросах еще более ухудшились", - отметил он.

Профессор ВШЭ Олег Матвейчев заявил "Правде.Ру", что его оценка закона за прошедший год не изменилась и остается очень жесткой. 

"Мы предупреждали неоднократно конгрессменов, что такой шаг приведет к ухудшению отношений и в выигрыше не будет ни Россия, ни Америка. В общем так и произошло. Год прошел и мы видим, что отношения между нашими странами существенно ухудшились. И вина за это ухудшение отношений целиком лежит на американской стороне", - подчеркнул политолог.