Отзвуки негласной "войны"

 

Скандал вокруг якобы массового сокращения преподавателей Московского государственного университета имени Ломоносова вскрыл куда более серьезные проблемы. Ведь по сути, это продолжение конфликта министра образования Дмитрия Ливанова с научным сообществом.

Напомним, преподавательский профсоюз "Университетская солидарность" начал сбор подписей под коллективным письмом президенту Владимиру Путину с жалобой на массовые сокращения сотрудников МГУ. По данным представителей профсоюза, увольняют работающих по совместительству в Академии наук или других научных организациях, лаборантов и так далее.

Надо заметить, что в ячейке "Университетской солидарности" в МГУ состоит чуть более сотни человек. В объединенной профсоюзной организации МГУ - более 70 процентов преподавателей. Однако подписи начали собирать не в этой организации, а именно в "Университетской солидарности". 

Одним из инициаторов письма стал преподаватель механико-математического факультета МГУ имени Ломоносова Михаил Лобанов, конфликтовавший с руководством МГУ. Он в свое время потребовал проверки на плагиат работы директора Специализированного учебно-научного центра им. Колмогорова МГУ Андрея Андриянова. Который в итоге в феврале 2013 года лишился ученой степени.

Можно сказать, это была своего рода точка отсчета в развернувшейся "войне с плагиатом". В которой самую активное участие приняли и чиновники Министерства образования и науки.

"Война" эта, впрочем, очень быстро превратилась в инструмент компрометации, а не стала средством "очищения" научной среды, как декларировалось изначально.

Министр образования на скандал отреагировал. Он заявил, что дал поручение разобраться в ситуации Рособрнадзору. И подчеркнул, что нужно бережно относиться к людям, объяснять им готовящиеся изменения.

В то же время, отметил Дмитрий Ливанов, открытое письмо преподавателей МГУ содерджит смысловые неточности. "МГУ, как и другие российские вузы, получил дополнительно средства на повышение зарплат", - отметил Ливанов.

Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В том ключе, что разбираться в ситуации будет Министерство образования.

В свою очередь, ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что ни один штатный преподаватель в вузе не сокращен, а подготовившие это письмо не обладают данными о реальном положении дел."В этом письме допущен ряд ошибок. Писавшие его не обладают знаниями о реальном положении дел. В Московском университете ни один штатный сотрудник профессорско-преподавательского и научного состава, участвующий в учебном процессе, не сокращен. И такие сокращения проводиться не будут", - заявил Садовничий.

Он назвал письмо "уткой" и принес извинения СМИ, "которые посчитали, что это голос правды".

По большому счету, весь конфликт сводится к деньгам. В госбюджете финансирование МГУ прописано отдельной строкой. Но объем его - как и финансирования всех остальных вузов страны - прерогатива правительства. А вот здесь все не так просто, как это представляет министр образования, говоря о выделении дополнительных средств на повышение зарплат.

"Повышение заработной платы идет за счет оптимизации бюджета вуза. Больших дополнительных средств не выделили, поэтому вузы вынуждены сокращать преподавателей там, где идет дублирование", - рассказал "Правде.Ру" ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров

"Таким образом, основание для сокращений есть: когда институт или университет не имеет возможности держать подобные курсы, приходиться оптимизировать, объединять. А объединять - это значит сокращать кого-то, кто оказывается лишним. В Бауманском университете мы пока никого не сокращаем, но ситуация тоже очень напряженная", - отметил он.

То есть забота о повышении зарплат преподавателям фактически переложена на плечи вузов. О каких "дополнительных средствах" тогда говорит министр?

Причем такая ситуация не только в учебных, но и в академических институтах. "Я думаю, это начало всего, учитывая реформу Академии наук, а самое главное, учитывая, что за этой реформой скрывается сильное сокращении финансирования. Некоторые научные учреждения, приближенные к правительству, типа Высшей школы экономики, по-прежнему финансируются по полной программе. А в Академии наук идет сокращение финансирования и, естественно, это означает сокращение разных научных программ", - сказал "Правде.Ру" журналист Владимир Губарев

"Уже первые первые признаки этого есть: недавно вручали демидовские премии, и академик Спирин рассказал, что молодые начинают уезжать у него из Института белка - знаменитого института! Если уже из таких институтов начинают уезжать, то что говорить об обычных", - отметил он.

"Сейчас чиновники потребовали от институтов до 18 декабря программу работ на три года, после чего они будут решать давать или не давать деньги на те или иные работы. Это смешно, потому что вместо науки ученые должны сесть за написание бумаг для министерства. Фактически резко сокращается финансирование науки, а деньги идут на совсем другие цели, в особенности в общественно-политические институты, которые существуют при правительстве безбедно", - подчеркнул журналист.

Картина получается следующая. Преподавателям и научным работникам надо повышать зарплату. В министерстве говорят, что средства для этого выделены. Ректоры и руководители научных институтов утверждают прямо противоположное. Но повышение зарплат никто не отменял. Так что приходится выкручиваться за счет разного рода "оптимизаций". 

Не исключено, кстати, что появление подобных писем на руку чиновникам. Недовольны-то преподаватели не на министерством образования, а своими непосредственными начальниками. С которыми у нынешнего руководства Минобра отношения явно не складываются.

В данном случае проблема заключается даже не в том, кто прав, кто виноват. Но все это может закончиться массовым "вымыванием" профессиональных преподавательских и научных кадров. О какой модернизации и инновациях тогда речь?