Кировский областной суд в среду рассмотрел апелляцию адвокатов Алексея Навального и Петра Офицерова по делу о растрате имущества предприятия "Кировлес". Много времени процесс не занял — уложились в два с половиной часа. В итоге Навальному и Офицерову было назначено условное наказание.
18 июля Ленинский районный суд Кирова приговорил обоих к пяти и четырем годам лишения свободы и 500 тысячам рублей штрафа для каждого. Навальный и Офицеров были взяты под стражу в зале суда.
Но буквально на следующий день, после протеста прокуратуры, оба были освобождены под подписку о невыезде.
Спустя три месяца Кировский областной суд рассмотрел апелляцию адвокатов Навального и Офицерова. И принял решение изменить назначенное им наказание на условное. По выходе из суда Навальный объявил, что намерен продолжить свою деятельность.
Напомним, как следует из приговора, Навальный, являясь советником губернатора Кировской области на общественных началах, "организовал хищение имущества Кировского областного государственного унитарного предприятия "Кировлес", вступив в сговор с директором ООО "Вятская лесная компания" Петром Офицеровым и генеральным директором "Кировлеса" Вячеславом Опалевым". В результате их "осознанных, целенаправленных действий из корыстных побуждений" с мая по сентябрь 2009 года было похищено более 10 тысяч кубометров лесопродукции, что причинило бюджету Кировской области ущерб на 16 миллионов рублей.
В начале октября "Левада-центр" провел опрос, который в том числе касался и вердикта Ленинского суда Кирова. 30 процентов респондентов заявили, что приговор Навальному и Офицерову является абсолютно законным и справедливым. Причем девять процентов уверены, что наказание для блогера было назначено слишком мягкое. 16 процентов назвали приговор жестоким. 10 процентов заявили, что Алексей Навальный является невинно осужденным.
По просьбе "Правды.Ру" решение Кировского областного суда прокомментировали эксперты
Николай Миронов, генеральный директор института приоритетных региональных проектов
— Многие говорили, что первый приговор был жестким. Очень многие предполагали, что или сократят срок, или заменят его на условный.
Но вопрос непростой, человек совершил правонарушение. Нынешний вердикт это не оспаривает. Есть и ущерб, причиненный государству. Вопрос квалификации и назначения наказания находится в компетенции суда.
У Навального есть еще дела — "Ив Роше" и так далее. Так что возможно и какое-то другое наказание, не обязательно условное.
Олег Матвейчев, профессор ВШЭ
— Я давно высказывался на тему, что решение суда будет смягчено каким-то образом. Пять лет реального срока за все-таки нетяжккое преступление…
Понятно, что Навальный присоску создал. Но ущерб не настолько велик был, чтобы пять лет реального срока (давать). Я думал, что-либо срок скостят, года три сделают, либо заменят пятилетний условным сроком. Вот условным сроком и заменили.
А продолжать политическую так называемую борьбу ему будет довольно тяжело. Точней, он может это делать, но теперь уже без всяких своих выходок. То есть без несанкционированных митингов, без экстремистски призывов и т. д. Потому что каждая такая вещь вначале обернется предупреждением, а потом условный срок может быть легко заменен на реальный.
Поэтому придется ему все-таки подружиться с законом и каждый шаг сверять с ним.
Анатолий Вассерман, политический консультант
— На Навального сделана очень большая ставка очень влиятельной группой.
На самом деле во всем мире, в том числе и у нас, уже давно противоборствуют две экономический силы — производственники и торговцы. Принято считать, что производство и торговля это часть единого процесса. Да, формально это так. Но даже если двое держатся за одни и тот же канат, это вовсе не мешает им перетягивать его на себя.
Пока экономика на подъеме, это противоборство не очень заметно. Грубо говоря, хватает ресурсов, чтобы производственники и торговцы могли их делить между собой.
Но при любом падении экономики немедленно противоборство переходит в острую форму. И существуют политические группы, связанные с каждой из этих экономических групп.
И вот сейчас торговцы делают ставку на Навального. Поэтому я, к сожалению, не удивлен, что его выпустили и дали ему возможность портить жизнь стране и дальше.
Должен заметить, что в наших отечественных условиях торговцам выгодно расчленение страны. Чем больше перепродаж, чем больше промежуточных звеньев, тем больше суммарная прибыль всего класса торговцев.
А производственникам выгодно строит длинные технологические цепочки. Чем длинней такая цепочка, чем глубже разделение труда, тем выше его производительность. Поэтому производственники заинтересованы в сохранении целостности нашей страны, в реинтеграции всего постсоветского пространства.
Поскольку я тоже заинтересован в целостности страны и реинтеграции постсоветского пространства, я, естественно, выступаю на стороне производственников. И в частности полагаю, что Навальный, как и любой вор, должен сидеть в тюрьме.