Запахи дешевых сенсаций

 

 

История с публикацией и последующей реакцией на письмо участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой - это, помимо всего прочего, еще и яркий пример лицемерия. 

О положении людей в местах лишения свободы неравнодушная - и по большей части московская - общественность вспоминает только тогда, когда из этого можно извлечь какую-нибудь выгоду.

Повысить цитируемость издания. Выйти на пикет - и  с улыбкой позировать своим единомышленникам, снимающих тебя на "айфоны" и выкладывающих фоточки с "акции протеста" в "Инстаграм". Напомнить о себе неординарной, выстраданной колонкой в газете. Ну или хотя бы в блоге заклеймить безжалостную систему. 

Напомним немного, как все начиналось. Ранее "Правда.Ру" цитировала анонс из "Твиттера" группы "Война" - дескать, будет письмо от Толоконниковой. Главный редактор "Ленты.ру" Галина Тимченко на своей странице в "Фейсбуке" рассказала, что письмо и заявление пришли к ней на почту в третьем часу ночи.

Текст был опубликован  в 11 утра в понедельник. Никаких сомнений в подлинности присланного на почту у госпожи Тимченко, похоже, не возникло. Во всяком случае, упомянуть о какой-либо проверке информации нужным она не сочла.

Никого не удивил и тот факт, что у Толоконниковой, находящейся в колонии в "невыносимых условиях", есть возможность писать письма и пересылать их в Москву.

Тут, кстати, есть над чем подумать Михаилу Ходорковскому и его многочисленными адвокатам. Он уже который год пребывает в местах не столь отдаленных, однако что максимум может - это передать собственноручно написанный текст. А не прислать его по почте в третьем часу ночи.

Дальше - больше. После шумихи в прессе (привет "индексу цитируемости", которым главред "Ленты.ру" попрекает "Известия") Толоконникову помещают в штрафной изолятор - ШИЗО. Что это такое - знают даже люди, никогда не имевшие ни малейших проблем с законом. Спасибо советским диссидентам, просветили.

Спустя несколько часов УФСИН перевод Толоконниковой в ШИЗО опровергает. Мол, она содержится в комфортных условиях, имеет право на неограниченное количество телефонных звонков (?!), пользуется всеми своими вещами, отдельным холодильником и санузлом.

Одновременно с этим в ИК-14 явилась делегация из совета по правам человека при президенте РФ. Казалось бы, видят одно и то же, общаются с одними и теми же людьми. Но у профессора Высшей школы экономики, юристаИльи Шаблинского от увиденного "волосы дыбом на голове". Спасибо Надежде - открыла профессору глаза. 

А другой член СПЧ - Мария Каннабих - говорит, что Толоконникова выглядит неплохо, конфликтов с другими осужденными у нее нет, условия содержания - приемлемые. Переработки есть, но только при большом количестве заказов. И работают не по 16-17 часов, а по 11-12 - опять же, когда очень много заказов.

Мнения, как минимум, разные. Есть, кстати, и вот такое - Евгении Хасис, которая отбывает 18-летний срок в той же колонии, что и Толоконникова. Но о нем почему-то сильно не шумят...

Но это не мешает ряду изданий выйти с заголовками типа "СПЧ нашел в Мордовии подтверждение слов Толоконниковой". То есть у одного человека "волосы дыбом", но при этом весь СПЧ подтвердил... А до писем Толоконниковой, стало быть, в совете по правам человека были уверены, что в мордовских колониях ананасы в оранжереях выращивают?

Кстати, о письмах.  Вечером в среду "Лента.ру" ("индекс цитируемости"!) публикует еще одно письмо от "девчонки". Она подтвердила, что действительно находится в ШИЗО. Где так холодно, что она не может спать. И мерзнет даже в пяти кофтах, "тусклый холодный свет, только холодная вода в кране".

Письмо Толоконниковой изданию передал ее муж Петр Верзилов. Ну так, по крайней мере, сказано в новости. 

Удивительное все же ШИЗО в ИК-14. Там, оказывается, можно спокойно писать письма и передавать их через мужа в столичные издания. Там можно встречаться с членами совета по правам человека, напугать одного из них едва не до заикания - но потом он почему-то ничего не рассказывает о главной героине этой ужасной истории, закутанной в пять кофт, тусклом свете и холодной воде из крана. 

Как-то очень много странного. Либо, извините за крамольность, одному из самых популярных изданий Рунета не дает покоя копипастерское прошлое. И еще раз помянем пресловутый "индекс цитируемости", усадивший это издание в лужу сенсации желтого цвета...

Кстати,  благородные порывы "Ленты.ру" не поддержала однохолдинговая "Газета.ру". Хотя порой они схожи, как бобы на грядке.

В общем, резюмируя - раньше мы ничего про условия жизни осужденных в местах лишения свободы не знали. Спасибо Надежде Толоконниковой, в одиночку бросившуюся на бездушную махину ФСИН.

Спасибо "Ленте.ру", не побоявшейся правды. И профессору ВШЭ Илье Шаблинскому, жизнь которого после посещения ИК-14 никогда не будет такой, как прежде. 

Сотрудникам колонии, кстати, тоже спасибо. За то, что пренебрегая всеми установленными правилами, дают Надежде Толоконниковой звонить по телефону, сколько она пожелает. И передавать письма из штрафного изолятора. Надеемся. что и другие осужденные тоже будут пользоваться такими же возможностями.

Только вот надолго ли хватит внимания - такого бурного, с сотнями публикаций, тысячами "ретвитов" и "лайков" - к российским исправительным учреждениям и людям, в них находящимся? 

А насколько хватит внимания к реформе системы исполнения наказаний? Когда из нескольких колоний осужденных переводят в одну - и вдруг оказывается, что на такое количество людей-то она и не рассчитана!

Кто поинтересуется судьбами тех сотрудников ФСИН, кто попадает под сокращение? Подождем очередного бунта в колонии?

Но ведь это же не Толоконникова, с этим никто с плакатами на пикеты не побежит.