Эдвард Сноуден, что бы ни говорили, совершил подвиг, подтвердив фактами то, о чем все догадывались: незаконную деятельность спецслужб США. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин может повторить этот шаг. На недавнем заседании он намекнул на то, что всем известно, но документальных свидетельств пока нет: кто и почему может реально управлять российской экономикой.
7 августа на военно-промышленной комиссии при правительстве РФ обсуждали состояние дел в отечественном судостроении. Некогда мощная и высокоразвитая отрасль, создавшая современный океанский Военно-морской Флот, не уступавший флоту США, после ельцинско-гайдаровских упражнений 90-х годов оказалась фактически разваленной.
Сегодня ситуация такая: президент РФ ставит вполне конкретные задачи по возрождению судостроения и ВМФ, который призван сохранить стратегический паритет, отражать потенциальные угрозы с морских направлений, защищать транспортные коридоры и торговые суда. Выделены громадные средства, сотни миллиардов рублей, разработаны федеральные целевые программы. А дело не идет. Более того, не редкость факты, когда на строительство атомных подводных ракетоносцев поставляют некондиционные детали. В частности, 169 рекламационных актов на поставки брака оформлены "Севмашем", головным предприятием по строительству атомных субмарин. А что означает брак на подлодке с ядерным реактором, думаю, особо объяснять не надо.
Другая проблема - отсутствие единого организационно-управленческого ядра. Минпромторг с этой ролью пока не справляется, головные организации между собой не взаимодействуют. Как следствие, разработчики и создатели судового вооружения в сроки не укладываются. Как итог - на верфях штампуют, по выражению Рогозина, "баржи" без оружия, не способные выполнять боевые задачи. Деньги освоены, результатов нет.
Но главное - отсутствует четкое, основанное на расчетах, представление о том, как развиваться судостроительной промышленности. Балтийские верфи свой ресурс исчерпали в силу морального устаревания и физической изношенности оборудования, по мнению Минпромторга. Неясны перспективы Объединенной судостроительной корпорации - наследнице Минсудпрома СССР с 80 тысячами работающих. Нужно ли строить верфи на Черном море? Как ускорить работы по сооружению новых мощностей на современнейшем дальневосточном заводе "Звезда", который занят не только оборонным судостроением, но призван обеспечить гражданский сектор новейшими газовозами, ледоколами, рыболовными судами? Какие для этого нужны средства?
Ответов на эти вопросы нет, соответственно, под угрозу срыва попадают планы по выпуску отечественных гражданских судов. И в таком случае государство будет вынуждено заказывать суда на зарубежных верфях, чтобы не срывать развитие российской промышленности. В очередной раз ресурсы пойдут за рубеж, обеспечивая там рабочие места и подъем экономики.
В чем причина, что в судостроении вообще фактически отсутствует долгосрочное планирование, и, в частности по строящемуся судостроительному комплексу "Звезда"? Заместитель министра профильного Минпромторга А.Рахманов, объяснил это тем, что нет неких данных геологоразведочных работ от заказчиков, а Минэкономразвития и Минфин не выделяют денег.
Однако ему весьма аргументированно возразил помощник президента РФ по экономике А.Белоусов. Выяснилось, что отсутствие геологоразведочных данных не мешает вести переговоры о строительстве газовозов с представителями южнокорейских верфей - прямыми конкурентами дальневосточной "Звезды". Финансирование же сооружения новых мощностей на "Звезде" не открыто по простой причине: Минпромторг не представил ни расчетов по капитальным затратам, ни проектно-сметной документации, ни технического задания... Ничего, что давало бы представление о том, как и какие производственные мощности нужно строить. А финансировать общие представления "о прекрасном" даже либерал-рыночники из Минфина пока не научились.
Такие действия Минпромторга настолько абсурдны, что логически их объяснить невозможно. Впрочем, Дмитрий Рогозин сформулировал весьма любопытное предположение: "Или мы хотим создать ситуацию, при котором безальтернативным будет принятие решения о выводе всех заказов за рубеж, например, братьям Юсуфовым? Мы к этому, что ли, подводим?".
Разумеется, вице-премьер имел в виду отца, Игоря, и сына, Виталия, Юсуфовых - известных персонажей в среде российского олигархата. С их именами связаны недавние громкие скандалы, в частности, вокруг "Банка Москвы", когда Игорь Юсуфов убеждал бывшего его руководителя и совладельца Андрея Бородина уступить долю в банке, намекая, что действует в интересах Дмитрия Медведева.
Виталий Юсуфов в 2009 году приобрел крупные верфи в Германии, один из бывших владельцев которых Андрей Бурлаков, недовольный обстоятельствами сделки, вскоре был убит. Новый хозяин сразу же получил крупный заказ на сумму более 100 миллионов евро от "Лукойла", "Норникеля" и некоторых других компаний. Вероятно, эта работа близка к завершению и пора подумать о новых заказах.
Тем более, Юсуфов-младший неоднократно заявлял, что верфи будут специализироваться на строительстве морской техники для работы на шельфе и, в частности,газовозов и буровых платформ. Учитывая лоббистские возможности Юсуфова-старшего, известного ветерана либеральных реформ, версия, высказанная Дмитрием Рогозиным, может быть весьма близкой к истине.
Иными словами, некий олигарх определяет политику Минпромторга с тем, чтобы сорвать или затянуть сооружение отечественной судоверфи. В таком случае заказ на суда, необходимые для выполнения неотложных производственных задач, уйдут на предприятия олигарха с соответствующими последствиями в виде прибыли и инвестиций на развитие своего производства. Вот так деньги миллионов российских налогоплательщиков и выручка от сырьевого экспорта перетекает за рубеж, повышая благосостояние и конкретного нувориша, и тысяч иностранных граждан.
И ведь это не единичный случай - известны, к примеру, и фамилии других братьев, которые контролируют распределение многомиллиардных подрядов в нефтегазовом строительстве, и совсем не братьев, занятых выбиванием денег из госбюджета для не чужих фирм, есть информация и о некоторых руководителях правительства, создавших эффективную систему по организации подобных подрядов.
Так что вопрос, вынесенный в заголовок статьи - повторит ли Рогозин подвиг Сноудена - не так уж фантастичен. Вице-премьер приподнял край завесы, которая скрывает механизм расходования госсредств, весьма непохожий на ту картинку, что дают официально. Правда, в отличие от Сноудена, Рогозин имеет достаточно полномочий, чтобы изменить ситуацию, сделать ее правильной и эффективной. Только не стоит забывать, что полномочия эти ограничены административным правом. А возможности его олигархических оппонентов - лишь суммами, которые они посчитают необходимыми истратить на подкуп тех или иных чиновников в том или ином министерстве.