1 августа 2013 года семь регионов России вступают в очередной социальный эксперимент. Правительство страны вводит социальную норму на потребление электричества, и независимо от итогов эксперимента в 2014 году к социальному нормированию подключатся все регионы. Порадует сограждан еще и 2015 год, когда "соцнормы" введут еще и на водоснабжение?
Давайте разберемся, что происходит на самом деле. Ситуация весьма проста — правительство в попытках уйти от субсидированной тарификации перекладывает часть расходов на население страны. Если раньше за нас с вами большую часть расходов на электроэнергию оплачивали промышленные предприятия, то по прогнозам, к 2030 году все станет "пятьдесят на пятьдесят".
Первое время все особенности жизни на "энергетическом пайке" оценят жители пилотных регионов, но уже в 2014 году произойдет полный переход на дифференцированную тарификацию потребления электроэнергии в быту. Апробировать на себе нововведение будут Нижегородская, Орловская, Владимирская, Ростовская и Самарская области, а также Забайкальский и Красноярский край.
Кстати в ряде этих регионов подобная соцнорма уже имела место быть. Так, например, в Нижегородской области она составляла 40 киловатт-часов, потом ее подняли до 50, во Владимирской области и Забайкалье соцпаек также колебался в районе 50 киловатт-часов. В нынешнем году "выигрыш" населения от перекрестного субсидирования тарифов Минэнерго оценивает в 232 миллиарда рублей.
Читайте также: Снизить тарифы на ЖКХ можно, но не выгодно
К 2023 году он должен сократиться до минимума в 50 миллиардов рублей. Другими словами, нововведение является лишь способом повышения цен на товары и услуги от монополий для населения. Посмотрим, как будут "делить" энергию? Согласно постановлению, тарифы выше соцнормы должны сделать "экономически обоснованными".
Причем, правительству очевидно, что в первый год экономически обоснованной выглядит сумма в 30 процентов от стоимость электричества, потребляемого в рамках социальной нормы. То есть, именно повышение сверхнормативных тарифов на 30 процентов, не то чтобы не ударит по кошельку, а "ударит, но не сильно". Так, глядишь, и экономить начнут!
Но… как отмечала "Российская газета", "услуги сверх нормы могут стоить на 70 процентов дороже"…Вообще, странно слышать про "экономию" в стране с таким количеством энергоресурсов. И почему для социального благополучия населения по нему необходимо бить рублем? Или надо — особенно, если вспомнить эффективность введения штрафов за тот же не пристегнутый ремень безопасности?
Однако Минэкономразвития рассчитал, стоимость электроэнергии для населения в 2013–2015 годах останется на 17-20 процентов ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019-2020 годам цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже. При этом ведомство уверяет, по мере перехода к экономике с доминирующей долей среднего класса перекрестное субсидирование сойдет на "нет". Этот замечательный во всех смыслах вывод сделал замминистра минэкономразвития Андрей Клепач.
По его футуристическим расчетам выходит, что к 2025 году половину населения России будут представлять среднеобеспеченные слои граждан, и в этих условиях субсидировать потребление тепла, электроэнергии, газа нет смысла. Это при том, что сейчас в стране насчитывается только 20-26 процентов населения среднего класса и немало малообеспеченных граждан. Но почему-то пока, растут не столько доходы, сколько расходы населения, и в первую очередь коммунальные.
Введение соцпайка и роста тарифов не поддерживают и мощные потребители энергии. Как заметил в интервью газете "Ведомости" директор некоммерческого партнерства "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев, "более существенным шагом к решению проблемы является оптимизация инвестиционных и операционных расходов сетевых компаний".
Причем, по самым скромным подсчетам эта цифра составляет около 80 процентов от перекрестного субсидирования. Теперь еще один немаловажный вопрос для населения. Даже если прямо сейчас россияне готовы затянуть пояски и "достать керосинки — что делать с реально существующими в сетях электро-, тепло- и водопотерями, которые вносятся в тарифы?
Когда цена этих ресурсов находилась на низком уровне, "каких-то" 15-20 процентов заранее закладываемых монополиями в действующие тарифы для оплаты "технологических потерь", население особо не беспокоили. Компании традиционно пеняли на то, что жители платят существенно ниже экономически обоснованной цены, а стало быть, менять коммуникации не на что.
Теперь же вопрос встает ребром. Почему платя "экономически обоснованную" цену я должен оплачивать утекающую непонятно куда воду и теряющееся электричество? По логике, ввод таких тарифов должен сопровождаться полным отказом от такой компоненты тарифов, как "запланированные потери".Но каждый понимает, что эти меры по сокращению потерь и неэффективного использования энергии объективно носят ограниченный характер, так как полностью отказаться от потребления энергии в современном мире невозможно.
Но, неужели это понимает каждый, и не понимают инициаторы нововведения? Они что, не платят по счетам? Или при их уровне доходов тарифы на коммунальные услуги это мелочь? И еще один вопрос, как говорится на засыпку. Почему нужно именно больше платить? Может, стоит государственным чинам подумать о том, что надо бы больше вырабатывать, в данном случае энергии, чтоб хватало всем. Тем более что ресурсы под это имеются.
Сколько у нас недостроенных АЭС? А планов ГЭС, ГРЭС? А если, по европейскому образцу, раз мы стремимся "стать большими европейцами, чем парижане", активно развивать альтернативные источники получения энергии — разбавляя дорогую энергию монополий практически бесплатной энергией солнца, и т. д. Кто-то скажет "это игрушки"? Хм. Посмотрите на крыши многих европейских столиц. Что там блестит? Не солнечные ли батареи? Другими словами… может не заниматься поборами с населения, а просто начать вкладывать средства в развитие энергетической отрасли страны? Риторический вопрос, верно?
Читайте самое актуальное в разделе "Политика"
Последние новости сегодня, 1 августа 2013 года