В пятницу депутаты Госдумы во втором чтении рассмотрели законопроект о реформе Российской академии наук. Депутаты проголосовали за предложенные 69 поправок и отклонили все 105 поправок, которые ранее были рекомендованы к отклонению.
В знак протеста против рассмотрения законопроекта в сегодняшнем заседании Госдумы не участвуют коммунисты. Законопроект обсуждали фракции "Единой России", ЛДПР и "Справедливой России".
Стоит заметить, что первые эмоциональные — и в основном негативные — оценки реформы РАН пошли на спад. В большой степени этому способствовала встречи президента России Владимира Путина с главами российских академий и вузов, в ходе которых обсуждались перспективы реформирования.
Своим мнением о реформе РАН с "Правдой.Ру" поделились вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин и ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э.Баумана Анатолий Александров.
Сергей Алдошин:
— Тот вариант законопроекта, который подготовлен для второго чтения, кардинальным образом отличается от внесенного Минобрнаукой для первого чтения. По большинству жизненно важных вопросов удалось найти консенсус. В рамках условий, которые были определены президентом страны при встрече с Владимиром Евгеньевичем Фортовым (президентом РАН -прим.).
Поэтому я рассматриваю второй вариант как большой шаг вперед и меня очень радует и обнадеживает встреча вчера со спикером Госдумы Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, который сказал, что к третьему чтению будут учтены все предложения. По крайней мере, будут рассмотрены (предложения) от научной общественности. И если эти предложения будут какие-то принципиальные, то тогда рассматривается даже вариант вернуть законопроект в третьем чтении на второе с тем, чтобы учесть эти предложения и замечания.
Самое главное, чего удалось достичь — РАН не будет ликвидирована, не будут назначаться ликвидационные комиссии, Академия не будет закрываться, ее организационно-правовая форма как федерального бюджетного учреждения науки будет сохранена. Академия наук в течение трех лет будет объединена с двумя академиями наук — сельскохозяйственной и медицинской. Формы такого объединения будут обсуждаться и в течение трех лет будет найден вариант безболезненного объединения. Чтобы был синергетический эффект увеличения эффективности работы наших академий после их объединения при сохранении самостоятельности каждой из них и сохранении тех сильных сторон, которые есть сейчас в Академиях наук.
По некоторым вопросам нам не удалось договориться, но депутаты понимают, что такая проблема существует и что ее надо решать и я надеюсь, что мы остальные вопросы в каком-то виде к третьему чтению уже подготовим.
И самое важное вот что еще — не только Академия не будет ликвидирована, она не будет превращена в клуб ученых, от которых ничего не будет зависеть. Как раз роль Академии наук будет повышаться. Агентство по науке, куда будут переданы институты вместе с имуществом, будет заниматься только управлением имуществом. А все научные и кадровые вопросы будут решаться РАН. Академия наук, планируется, будет разрабатывать программу фундаментальных исследований и в соответствии с этой программой институты будут финансироваться. Роль Академии наук как экспертного органа для государства возрастает. И я рассматриваю это как положительный момент.
Анатолий Александров:
- Думаю, этот процесс очень трудный, но крайне необходимый. Реформа РАН назрела, но при этом надо действовать очень аккуратно. Как есть девиз Римского клуба "Мыслить глобально — действовать локально", то есть даже если будет хирургическое вмешательство, оно должно быть очень дозировано и очень взвешен каждый шаг.
Время требует изменений и мы должны соответствовать сегодняшнему дню. И эффективность нашей науки должна быть высокой. От этого зависит будущее нашей страны. Но при всем при том надо обязательно сохранить все лучшее, что есть в Академии. А нам есть что сохранять. У нас очень много ученых с мировым именем, признанных во всем мире и своими работами, и своими научными коллективами. Есть хорошая молодежь, много чего есть хорошего. Беды свои мы тоже знаем.
Я безусловно за реформирование Академии. Но очень бы хотелось, чтобы это реформирование проходило очень взвешенно, не в спешке. Хотя действительно, это должно быть в коротких временных рамках, но очень бережно, потому что нам есть что сохранять.