Довольно резкое заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что российские нефтяные и газовые объекты в Арктике могут стать целью диверсий со стороны других стран, уже вызвало немало дискуссий. Характерно, что об этом было сказано на проходящей в Москве на конференции с очень "говорящим" названием - "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России".
"Активное освоение Арктического шельфа неизбежно приведет к конфликту интересов между странами. Решение этих конфликтов, вполне возможно, может выйти за рамки дипломатических. Вполне вероятно, что российские объекты нефте- и газодобычи могут стать целями скрытых диверсий со стороны стран-конкурентов", - заявил Рогозин.
Столь громкие заявления просто так официальными государственными лицами не делаются. И, как видится, причины для таких слов есть.
По некоторым данным, в США недавно были утверждены так называемый "Арктический план действий", а также ряд директивных документов по национальной безопасности. В указанных документах прямо подчеркивается, что у американцев имеются широкие интересы в арктическом регионе, и США готовы продвигать их любыми способами.
Но не только США обозначают намерение жестко отстаивать свои интересы. Сегодня в мире наблюдается резкий всплеск интереса к Арктике. Основная причина состоит в том, что многие страны, не только приполярные, готовы инвестировать крупные средства в освоение богатых природных ресурсов макрорегиона. И не исключено, что спецслужбы некоторых государств, особенно заинтересованных в получении "арктической" сверхприбыли, действительно могут пойти на некие резкие меры...
Читайте также: Китай будет охранять медведей в Арктике
Стоит напомнить, что именно Арктика - одно из немногих мест на планете, которым еще только предстоит окончательная национальная "прописка". Ведь изначально ресурсы Заполярья не были четко поделены между странами. На арктические зоны претендуют сейчас как минимум пять государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США. Все они имеют непосредственный выход к побережью Северного Ледовитого океана. Национальные претензии могут в будущем подкрепляться разными аргументами, но понятно, что главный из них - практический, то есть реальная готовность страны активно осваивать Север.
Противоречия между заинтересованными странами в Арктике, по мнению некоторых международных аналитиков, вполне могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности. Ведь есть за что бороться! И конфликтные ситуации действительно могут возникнуть.
Как отмечают аналитики, причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий в настоящее время юридически не до конца определенный статус национальных границ в регионе, богатство находящихся в его недрах ресурсов, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона.
Чтобы понять, с чем связано заявление Рогозина, попробуем еще раз разобраться в истории вопроса. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (это так называемая экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае, если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.
Вот почему возросшая в последние годы активность России в Арктике (например, экспедиция "Арктика-2007" в район Северного полюса и поход туда в 2010 году исследовательского судна "Академик Федоров" и атомного ледокола "Ямал") вызывала крайне бурную негативную реакцию на Западе. Ведь их основной задачей как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России на расширение своей экономическойзоны в Северном Ледовитом океане.
Например, в российской заявке в комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа подводный хребет Ломоносова, проходящий под вечными льдами Северного полюса, предложено считать продолжением Сибирской континентальной платформы. То же касается и хребта Менделеева, расположенного восточнее. Юридически это означает, что запрашиваемые территории находятся в области "континентального шельфа", принадлежащего России.
Не так давно и Дания провела собственную арктическую экспедицию. Однако ее результаты во многом разочаровали организаторов, поскольку поставленные цели по сбору доказательств принадлежности Дании других полярных территорий не были достигнуты. Канада же, кстати, настаивает, что хребет Ломоносова в Арктике является частью ее территории, и все-таки намерена доказывать это в ООН.
В свою очередь, США претендуют на ту часть морского дна в северной части Чукотского плато, которая граничит с Аляской. И для доказательства своих прав в рассматриваемом районе американцы также направляли экспедиции. Однако по нормам международного права США могут заявить свои претензии лишь на относительно небольшой сектор Арктики. И теперь из Вашингтона все чаще раздаются предложения о международном использовании арктических ресурсов и необходимости открытого допуска к ним транснациональных корпораций.
Серьезную геополитическую позицию занимает и Норвегия, которая в 2006 году утверждала в ООН, что хребет Ломоносова начинается на ее территории. Правда, научно обосновать свои претензии скандинавская страна не смогла. Кроме того, в последние годы активизируют свои действия в Арктике Германия, Южная Корея, а также Китай, который пытается приобрести 300 квадратных километров островной территории Исландии с целью создания своего форпоста на пути из Поднебесной в Европу и обратно через Северный морской путь. В общем, за Арктику готовы не на шутку бороться многие...
Кстати, вице-премьер Дмитрий Рогозин на вышеупомянутой конференции подчеркнул также, что для нанесения ответного удара и определения масштаба применения силы необходимо не только зафиксировать угрозы, но и идентифицировать их заказчика.
"Для этого необходимы современные средства мониторинга, способные работать в воздушной и водной средах. Пока же полном объеме мы не располагаем такими средствами... Кроме того, в НАТО давно обсуждаются планы усиления военно-морской группировки в арктическом регионе под предлогом обеспечения торгового судоходства", - отметил вице-премьер. По мнению Дмитрия Рогозина, для Арктики сейчас необходима совершенно новая программа, сопоставимая по масштабам с атомной и ракетной.
Как же наша страна будет тягаться с явными конкурентами по освоению Арктики? Да, собственно, для защиты приполярных интересов у нас уже многое делается. Так, в планах России по развитию Арктики стоят четкие задачи по созданию нового ледокольного флота. При этом, по словам Дмитрия Рогозина, сказанным им во время недавнего посещения судостроительного Балтийского завода в Санкт-Петербурге, вкладывание средств в серийное производство судов позволит сократить затраты на судостроение и ускорить темпы производства. Кстати, тогда же вице-премьер осмотрел строящуюся первую в мире плавучую атомную электростанцию "Академик Ломоносов". Она, по планам, будет обеспечивать инфраструктуру заполярных центров по освоению шельфа.
Сейчас на Балтийском заводе находятся в стадии достройки головные дизельный и атомный ледоколы. Дизельный "Айсберг" строится по заказу Росморпорта. Его строительство оценивается в 7,9 миллиардов рублей и должно быть завершено к октябрю 2015 года. Инновационный двухосадочный атомный ледокол стоит 30 миллиардов и должен стать самым мощным судном такого класса в мире.
Ну что ж, по всему выходит, что мало доказать в ООН, что Россия является хозяйкой значительной части арктического шельфа. Надо еще и всерьез защищать свои интересы от посягновений стран-конкурентов...