"Поздравим Ходорковского и скажем, что все помним"

С утра пораньше в адрес Михаила Ходорковского сыплются поздравления с 50-летием. Отметились все отцы и сыновья русской демократии - от Геннадия Гудкова до Алексея Навального. Экс-главе ЮКОСа желают мужества, терпения, здоровья и много чего еще. А в Нефтеюганске сегодня вспоминают о другом - в этот день 15 лет назад был убит мэр города Владимир Петухов, конфликтовавший с ЮКОСом... Ни один из поздравлявших Ходорковского о Петухове, разумеется, не обмолвился ни словом.

Специально к юбилею Михаила Ходорковского "Левада-Центр" подготовил опрос, из которого следует, что треть жителей нашей страны желали бы досрочного освобождения экс-главы ЮКОСа. Половина опрошенных, впрочем, равнодушна к этой теме.  44 участников опроса считают, что он принес бы больше пользы России, если бы вернулся в бизнес или политику.

Андрей Макаревич вновь вернулся к эпистолярному жанру и специально к юбилею экс-главы ЮКОСа написал очередное письмо. Только на этот раз он не стал обращаться напрямую к президенту России, а поразмышлял о приговоре Ходорковскому. Размышления натолкнули известного музыканта на мысль, что срок заключения бывшего олигарха сравним с наказанием за убийство ребенка. И предрек Михаилу Ходорковскому третий срок. Тема вообще очень популярная среди либерально настроенной общественности - третьего срока чуть ли не ждут.

Основная масса поздравлений, конечно, в духе времени сконцентрирована в Твиттере. Экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков даже опечатался: "Поздравяю! Терпения и мужества".

А в Нефтеюганске сегодня вспоминали убитого в этот день 15 лет назад мэра города Владимира Петухова. Тогда был ранен и его охранник Вячеслав Кокошкин. Его мать Лилия Кокошкина рассказала, что сыну необходима дорогостоящая операция. Пулю, попавшую при покушении, так и не смогли до сих пор извлечь.

Поздравляющие Михаила Ходорковского, конечно же, ни словом не обмолвились о мэре Нефтеюганска. Это бывшему главе ЮКОСа желают мужества и терпения, а пострадавшим и их родственникам, видимо, этого не требуется...

"Конечно, Михаила Борисовича надо поздравить с днем рождения, потому что любой человек, каким бы он ни был, заслуживает такого поздравления. А что касается оценки его деятельности и его личности, то, думаю, лучшей и наиболее объективной оценкой стал приговор суда", - сказала "Правде.Ру" писательница Марина Юденич.

Читайте также: "Почему это было возможно..."

"Многие из нас - к счастью или к сожалению - хорошо помнят 90-е годы, когда формировалось олигархическое будущее Михаила Борисовича. И мы хорошо помним, каким образом он к этому олигархическому будущему шел", - отметила она.

"Правильно замечено, что в стане  олигархов 90-х годов белых и  пушистых по определению быть не могло, потому что эти люди, используя  несовершенство тогдашнего российского  законодательства, просто растаскивали то, что плохо лежало. По сути говоря, это было глобальное разграбление России. И то, что Михаил Борисович в это поучаствовал, никто не сомневается. Да и сам Михаил Борисович признается в этом в своей книге", - подчеркнула Марина Юденич.

"Другой вопрос, что сидит только он, а остальные на свободе. Этот вопрос имеет место быть, его часто задают. Но я думаю, что  причина здесь в том, что Михаил Борисович не только воровал, давайте называть вещи своими именами, и уворовывал то, что мог унести из общественной собственности, но и совершал преступления. Мы все помним смерть мэра Нефтеюганска и ни у кого нет сомнения в том, что он погиб, потому что посмел противостоять всесильному тогда ЮКОСу. И эта кровь - хотя понятно, что стрелял не Михаил Борисович, а люди которые были наняты его непосредственными сотрудниками - эта кровь, конечно, на его руках", - сказала она.

"Повторюсь еще раз - давайте мы будем людьми гуманными и цивилизованными, поздравим Михаила Борисовича с юбилеем. Но напомним себе, ему и тем, кто сейчас так ратует за превращение Михаила Борисовича в икону либерализма, что наше поколение все помнит и никому ничего прощать - хотя это может быть не очень по-христиански - не намерено", - заявила Марина Юденич.