Бывшая журналистка Ольга Романова, некоторое время выполнявшая функции казначея оппозиции, решила закончить карьеру неформального финансиста. Она объявила о закрытии интернет-"кошелька", на который собирались средства для проведения митингов.
Запись об этом появилась на странице Романова в "Фейсбуке". "Закрываю свой Я-кошелек, ибо больше не намерена им заниматься. Все данные о Я-кошельке навсегда будут сохранены. У себя в ФБ обнаружила полные отчеты по всем митингам, где не было уголовных дел. Где были (и есть) - отчетности не дам. Кроме митингов, из моего Я-кошелька оплачивались штрафы за одиночные пикету у ГД и СФ, часть расходов на адвокатов по делу 6 мая, и порядка полумиллиона рублей прошлым летом ушло на Крымск. Я-аудит к моему кошельку подключен, доступ открытый и будет таковым оставаться. За сим публикую подробности о том, как закрыть Я-кошелек. Чем и занимаюсь. Там оставалось чуть больше 38 тыс руб, судьбу которых решайте сами", - сообщила она (орфография и пунктуация сохранены).
"Действительно, Ольга Романова объявила о закрытии "кошелька", но это уже не первый раз. Надеемся, что решение эмоциональное, и через несколько дней она вернется к этой деятельности", - заявил ИТАР-ТАСС коллега Романовой по Координационному совету оппозиции Петр Царьков. По его словам, в ближайшее время проведение митингов не планируется и "оперативной необходимости в "кошельке" сейчас нет".
"Кошелек" был заведен в декабре 2011 года. Сама Романова при этом пообещала "очень стараться" в столь ответственном деле. Но ее деятельность по сбору средств неоднократно становилась причиной скандалов. Некоторые из которых, впрочем, провоцировала сама Романова. В январе 2012 года, например, она сообщила о попытке взлома "кошелька" на "Яндекс-Деньгах". Средства из него украдены не были. "Просто интересовался кто-то, хотя могли просто так спросить, я его всем желающим показываю", - заявила она.
В "Яндекс-Деньгах", впрочем, попытку взлома тогда категорически опровергли. Комментарий, вообще говоря, был не очень лестным для Романовой - в "Яндекс-Деньгах" предположили, что она могла принять за попытку несанкционированного доступа предупредительно сообщение системы о необходимости остерегаться взлома.
Так или иначе, история эта заглохла сама собой.
Точно также заглох и другой скандал. Он не имел прямого отношения к "кошельку", на который перечислялись деньги на митинги. Но пример показательный.
В октябре прошлого года Романова обвинили в хищении полумиллиона рублей с интернет-"кошелька" координатора "Лиги избирателей" Николая Беляева. "Я не с тем парнем поделилась паролем. Деньги пропали. Он перевел средства на свои счета для удовлетворения собственных нужд", - сообщила Романова.
Беляев, разумеется, причастность к исчезновению денег отрицал. Как бы то ни было, но дальше перепалки в блогах и прессе дело не пошло - не говоря уж об обращениях в полицию или суд... Самое страшное, что случилось - это блокировка на несколько дней аккаунта Романовой в "Фейсбуке" по просьбе Беляева.
Со сбором средств тоже полной ясности нет. То есть изначально идея была такая - кто сколько сможет, тот столько и перечисляет. При этом, как правило, дня за три до очередного митинга бросался клич - нам не хватает n-рублей! Обычно речь суммы, которой не доставало, колебалась от одного до двух миллионов рублей. И если первый миллион собирали неделями и месяцами, то за два-три дня до акции чудесным образом удавалось насобирать нужную сумму.
Вообще, вопросами относительно поступления и расходования средств Ольгу Романову донимали постоянно. Причем преимущественно коллеги по "борьбе с режимом". Из последнего на этот счет - "расследование" члена Экспертного совета оппозиции Михаила Аншакова.
"Удалось установить следующее: подробный отчет о расходовании средств опубликован только по одной акции: по митингу 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова. По остальным акциям есть только отрывочные общие сведения, что на митинг тратится в среднем от 1,8 до 3,5 миллионов рублей без детализации расходов", - сообщил он в своем блоге.
После чего подсчитал расходы на декабрьский митинг 2011 года, сопоставив их с расценками компаний, занимающихся монтажом сцен и звукового оборудования и пришел к выводу, что затраты на проведении акции завышены в шесть раз по сравнению с реальной стоимостью услуг.
В общем, вопросов больше, чем ответов. Сама Ольга Романова не скрывала, что эти вопросы ее, мягко говоря, достали. Так что решение закрыть интернет-"кошелек" вполне объяснимо - теперь и отвечать ни за что не надо.